Мировые Новости

30.09.2016

Легендарная шхуна “Maud”, построенная норвежским полярным исследователем Амундсеном, поднята на со дна моря

Картинка которой нет

Фото с сайта: tetis.ru

Картинка которой нет

Фото с сайта: tetis.ru

Канадская телекомпания “CBC News” сообщила об успешном завершении работ по подъему судна «Мод», на котором знаменитый норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен в 1918-1920 годах прошлого века рассчитывал пройти Северным морским путем вслед за своим соотечественником Фритьофом Нансеном и выйти в Тихий океан.

Работы по подъёму судна, затонувшего в 1930 году, продолжались шесть лет под руководством норвежца Яна Ванггора (Jan Wanggaard). Летом 2015 года команда впервые попыталась поднять шхуну, подведя под нее надувные мешки, но эта попытка оказалась неудачной. В нынешнем году они подготовили больше подъемных мешков и в июле “Maud”, названная в честь норвежской королевы, в первый раз за 84 года оказалась на плаву. Ещё три месяца заняли работы по перемещению шхуны к специально подготовленной барже, на которую в конце концов удалось поместить «Мод» и очистить её изнутри и снаружи. Сейчас Ванггор и его сотрудники готовят баржу с раритетной «Мод» к зимовке.

Парусно-моторная шхуна «Мод» была построена по личным чертежам и на личные средства Амундсена к лету 1917 года. За основу он взял конструкцию знаменитого «Фрама» Фритьофа Нансена, внеся в нее некоторые улучшения. На «Мод» размешался экипаж из девяти человек и гидросамолет.

В первое плавание «Мод» отправилась из Осло 24 июня 1918 года. Амундсен рассчитывал пройти Северным морским путем (тогда он назывался Северо-Восточным проходом) от Норвегии до Аляски и выйти в Тихий океан, повторив успех прославленного соотечественника. Но вынужден был трижды зимовать на шхуне, затертой полярными льдами, в то время как Нансену в 1893 году удалось пройти его за одну навигацию.

Затем шхуна «Мод» была продана, чтобы покрыть долги Амундсена (экспедиция 1918 – 1920 года привела его к банкротству), и в 1930 году затонула на мелководье у берегов Канады (Нунавут), часть корпуса «Мод» при этом находилась над водой.

Как и «Фрам» Фритьофа Нансена, «Мод» имеет яйцевидную форму корпуса, прекрасно противостоящую давлению льдов, поэтому шхуна прекрасно сохранилась даже после восьми десятилетий в воде. Теперь предстоит долгий процесс сушки пропитавшегося водой деревянного судна, а затем путешествие домой в Норвегию, где сушка и реставрация шхуны будут закончены.