Мировые Новости
30.12.2002
Российский северный газ начал поступать в Турцию по газопроводу "Голубой поток"
30 декабря 2002 года на терминале "Дурусу" в Турции был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса проекта «Голубой поток»: магистральный трансчерноморский газопровод протяженностью 1213 км и мощностью 16 миллиардов кубометров в год сегодня официально введен в эксплуатацию.
Газопровод "Голубой поток" предназначен для поставок российского северного природного газа с месторождения Надым-Пур Тазовского района в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны; он дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.
Этот проект, успешное завершение которого сегодня празднует три страны, – настоящая победа ученых, инженеров, проектировщиков, строителей. Ведь по количеству сомнений инвесторов, страхов общественности, опасений ученых, протестов экологов, критики и насмешек скептиков проект побил все рекорды, что стало еще одним его приобретением в копилку рекордов.
Более ста тысяч специалистов из разных стран участвовали в создании этого уникального, по многим параметрам, сооружения:
- сухопутный участок по российской территории от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо‑Осиповка Краснодарского края на побережье Черного моря длиной 373 км строил ОАО "Газпром";
- морской участок морской участок от Архипо‑Осиповки до терминала "Дурусу", расположенного в 60 км от города Самсун длиной 396 км прокладывал итальянский энергетический концерн "ЭНИ";
- строительство сухопутного участка на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км по азиатской части Турции вела турецкая компания "Боташ".
Уникальность этого выдающегося газотранспортного сооружения, не имеющее мировых аналогов, — в количестве рекордов, поставленных газовой магистралью на всех этапах проектирования и строительства:
- максимальная глубина закладки трубы подводного участка «Голубого потока», действующего в условиях агрессивной сероводородной среды, — 2 150 метров, что на треть превышает глубину существующих в мире подводных трубопроводов;
- установленная на морском участке одна из крупнейших в мире компрессорная станция «Береговая» мощностью -150 мегаватт, которая позволяет достигать на выходе давления до 250 атмосфер;
- диаметр труб из высококачественной коррозийно‑стойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием (толщиной 31 мм) на равнинных участках составляет 1400 мм и 1200 мм на горных; на морском участке — 610 мм.
- впервые в практике нефтегазовой отрасли России на горном участке сухопутной части магистрали были сооружены тоннели под хребтами Большого Кавказа Безымянный и Кобыла общей протяженностью 3260 метров;
- широкое применение множества новейших достижений научно-технического прогресса, передовых наукоемких технологий и оборудования (например, УПТИГ — установка подготовки топливного, пускового и импульсного газа с блоками индивидуальной разработки, спроектированную специалистами ОАО «Гипроспецгаз»);
- создание научно-исследовательского судна «Академик Голицын», для контроля прокладки морского участка трубопровода, созданное Газфлотом специально для «Голубого потока».
20 октября 2002 года была осуществлена сварка “золотого стыка” — последнего шва, соединившего морскую и сухопутную части газопровода, а сегодня представители "Газпрома", "ENI" и "Botas" осуществляют символический поворот вентиля, открывая путь голубому топливу. В течение 15 дней газ будет поступать в тестовом режиме с постепенным наращиванием давления. В промышленном режиме "Голубой поток" заработает в январе будущего года.