Государственные Новости
25.04.2022
Как Россия решает проблему нехватки лития
Фото с сайта: dprom.online
Фото с сайта: strana-rosatom.ru
Большая часть добываемого в мире лития идет на изготовление аккумуляторов, которые используются в электромобилях, промышленных системах бесперебойного питания, в центрах обработки данных, а также в смартфонах и планшетах. В России литий также является сырьем для атомной промышленности.
Литиевые аккумуляторы у нас используются в очень небольших количествах (примерно 1–1,5 тысячи тонн в год – около 3 % мировых потребностей), тем не менее может возникнуть дефицит этого сырья из-за того, что осталась возможность получать этот металл только из Боливии. Поставки литиевой руды из Чили и Аргентины с апреля этого года приостановлены.
Основная часть мировой добычи лития происходит на четырёх предприятиях в Австралии, по два предприятия есть в Аргентине и Чили, а также три месторождения разрабатывает Китай, которому этого объёма очень недостаточно.
Россия занимает третье место в мире по сырьевой базе лития, но промышленную его добычу не ведет с 90-х годов. Ранее импортировать литий было проще и экономически выгоднее, чем заниматься разработкой собственных месторождений.
В новых условиях у России есть множество вариантов решить проблему обеспечения себя литиевым сырьём:
- «Росатом» и «Норникель» подписали соглашение совместно осваивать Колмозёрское месторождение в Мурманской области (крупнейшее в РФ) на паритетных принципах корпоративного управления;
- Также имеется Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение, где добыча лития начнется в 2024 году, так как литий можно извлекать как попутный компонент из подземных рассолов, сопутствующих добыче нефти, газа и алмазов;
- Есть возможностей организовать вторичную переработку отработанных литиевых аккумуляторов (технология для извлечения лития и его повторного использования есть).
Кроме того, по мнению специалистов, есть смысл развивать производство лития в России для экспорта. Потребление этого металла и его стоимость будут только расти. Страна может начать получать первый металл уже через год и в дальнейшем занять до 10% мирового рынка его добычи.