Государственные Новости

18.12.2020

Спущена на воду уникальная ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»

Картинка которой нет

Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»

Картинка которой нет

Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»

В Санкт-Петербурге на АО «Адмиралтейские верфи», входящего в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), состоялся торжественный спуск на воду ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» проекта 00903.

Длина платформы – 83,1 метра, ширина – 22,5 метра, осадка – 8,6 метра, водоизмещение – более 10 000 тонн, мощность головного двигателя – 4 200 кВт, скорость – не менее 10 узлов; экипаж – 14 человек, научный персонал – 34 человека,прочность ее корпуса рассчитана на класс Arc8.

Всесезонная научно-исследовательская платформа с функционалом научно-исследовательского центра, не имеющая аналогов в мире, предназначена для осуществления круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно сможет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения.

Проект ледостойкой платформы разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел», АО «Адмиралтейские верфи» и ФГБУ «ААНИИ». Для разработки технических требований к проекту был проанализирован уникальный опыт ФГБУ «ААНИИ» (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт) по организации, проведению и результатам исследований дрейфующих станций «Северный полюс» за всю историю их существования (всего 40 станций с 1937 по 2013 гг.).

В Советском Союзе с 1937 года для изучения Арктики создавались дрейфующие станции. Они все назывались "Северный полюс" и каждой прсваивался порядковый номер. Эти стации выполняли множество разных задач, в том числе и в интересах армии: за год проводились 600—650 измерений глубин океана, 3500—3900 метеонаблюдений за комплексом элементов погоды, 600—650 выпусков шаров-пилотов, несущих радиозонды, 1200—1300 измерений температуры и взятий проб морской воды на химический анализ.

Последняя дрейфующая станция России была создана целых 5 лет назад в 2015 году, а регулярные круглогодичные станции не работают с 2013 года, хотя они крайне важны для России, тем более в свете государственной программы по активному освоению Арктики.

Отличным способом решить проблему стало строительство специального судна – самодвижущейся дрейфующей ледостойкой платформы, осуществляемого в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» для Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Платформа позволит продолжать регулярные исследования природной среды Центральной Арктики, приостановленные в 2013 году вместе с проектом дрейфующих экспедиций.

На платформе есть все что нужно для изучения Арктики:

Окончание строительства ледостойкой платформы намечено на 2022 год. В течение двух лет будет проведено внутреннее обустройство кают, электромонтаж, установка навигационного оборудования, механизмов, труб и обустройство научных лабораторий; в начале 2022 года начнутся швартовые и ходовые испытания. К концу 2022 года судно отправится в экспедицию.