Государственные Новости
18.12.2020
Спущена на воду уникальная ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»
В Санкт-Петербурге на АО «Адмиралтейские верфи», входящего в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), состоялся торжественный спуск на воду ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» проекта 00903.
Длина платформы – 83,1 метра, ширина – 22,5 метра, осадка – 8,6 метра, водоизмещение – более 10 000 тонн, мощность головного двигателя – 4 200 кВт, скорость – не менее 10 узлов; экипаж – 14 человек, научный персонал – 34 человека,прочность ее корпуса рассчитана на класс Arc8.
Всесезонная научно-исследовательская платформа с функционалом научно-исследовательского центра, не имеющая аналогов в мире, предназначена для осуществления круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно сможет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения.
Проект ледостойкой платформы разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел», АО «Адмиралтейские верфи» и ФГБУ «ААНИИ». Для разработки технических требований к проекту был проанализирован уникальный опыт ФГБУ «ААНИИ» (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт) по организации, проведению и результатам исследований дрейфующих станций «Северный полюс» за всю историю их существования (всего 40 станций с 1937 по 2013 гг.).
В Советском Союзе с 1937 года для изучения Арктики создавались дрейфующие станции. Они все назывались "Северный полюс" и каждой прсваивался порядковый номер. Эти стации выполняли множество разных задач, в том числе и в интересах армии: за год проводились 600—650 измерений глубин океана, 3500—3900 метеонаблюдений за комплексом элементов погоды, 600—650 выпусков шаров-пилотов, несущих радиозонды, 1200—1300 измерений температуры и взятий проб морской воды на химический анализ.
Последняя дрейфующая станция России была создана целых 5 лет назад в 2015 году, а регулярные круглогодичные станции не работают с 2013 года, хотя они крайне важны для России, тем более в свете государственной программы по активному освоению Арктики.
Отличным способом решить проблему стало строительство специального судна – самодвижущейся дрейфующей ледостойкой платформы, осуществляемого в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» для Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Платформа позволит продолжать регулярные исследования природной среды Центральной Арктики, приостановленные в 2013 году вместе с проектом дрейфующих экспедиций.
На платформе есть все что нужно для изучения Арктики:
- форма корпуса судна разработана специально для того, чтобы не вмерзать в лед;
- автономность плавания расчитана на 2 года;
- на платформе размещены 20 лабораторий, где ученые смогут организовать полномасштабный научно-исследовательский центр;
- оборудована вертолётная взлётно-посадочная площадка для приёма тяжёлых вертолётов типа Ми-8 и Ми-38.
Окончание строительства ледостойкой платформы намечено на 2022 год. В течение двух лет будет проведено внутреннее обустройство кают, электромонтаж, установка навигационного оборудования, механизмов, труб и обустройство научных лабораторий; в начале 2022 года начнутся швартовые и ходовые испытания. К концу 2022 года судно отправится в экспедицию.