Государственные Новости

31.05.2001

Транссиб — великий инфраструктурный проект России и мировой цивилизации — отмечает 110-летие со дня начала строительства

Картинка которой нет

Фото с сайта: ardexpert.ru

Картинка которой нет

Фото с сайта: thumb.tildacdn.com

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали является выдающимся событием в истории не только инженерной мысли, но и цивилизации в целом. В 1904 году журнал «Scientific American» назвал Транссиб самым выдающимся техническим достижением рубежа веков.

Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).

Великий Сибирский Путь (историческое название) входит в Книгу рекордов Гиннесса сразу по трём номинациям — общая длина (9298,2 км), количество городов (87) и темпы сооружения (650 километров в год).

Транссибирская магистраль — великое российское инфраструктурное чудо: за первые 10 лет на Транссибе было построено 87 крупных станций и локомотивных депо, более 1800 мелких станций и полустанков и около 11 тысяч инженерных сооружений: мостов, тоннелей, водопропускников, отбойных стенок и многое другое.

Слово «впервые» может быть применено к более чем к 1000 официально запатентованным инженерным решения, например: улучшенные притрассовые дороги с гравийным покрытием; сооружая тоннели в районах вечной мерзлоты, впервые предложили устраивать теплоизолирующий слой между породой и отделкой тоннеля, чтобы во время твердения бетона не допустить оттаивания вечномёрзлых грунтов.

Как иронизировали американские газеты того времени: «русским понадобилось 33 года, чтобы принять решение о постройке дороги и 10 лет, чтобы построить её».

У такого, действительно, эпохального сооружения есть несколько торжественных дат:

29 марта 1991 года: императором Александром III подписан высочайший рескрипт о начале строительства: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений».

31 мая 1891 года: в 10 часов утра по Владивостокскому времени во исполнение царского указа наследник престола Цесаревич Николай Александрович лично отвёз первую тачку балласта в полотно будущей железной дороги, а также принял участие в закладке первого камня железнодорожного вокзала и серебряной пластины, изготовленной в Санкт-Петербурге по образцу, одобренному императором. Эта дата считается официальным началом строительства, хотя в Челябинске работы уже начались.

21 октября 1901 (3 ноября по новому стилю): уложено «золотое звено», на последнем участке строительства, сомкнувшее «Великий рельсовый путь» из Челябинска во Владивосток. И по Транссибу сразу же началась перевозка пассажиров, почты и грузов. В первый же год выяснилось, что потребности в перевозке грузов и пассажиров в три раза превышают возможности.

1 (14) июля 1903 года установлено регулярное железнодорожное сообщение между столицей империи Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами Владивостоком и Порт-Артуром, хотя через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

18 сентября (1 октября) 1904 года начал работу непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге без необходимости использовать паром.

16 (29) октября 1905 года поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана, когда Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского пути, была принята в постоянную эксплуатацию.

30 сентября 1916 года считается окончательной датой сооружения после окончания строительства Амурской железной дороги и ввода в строй Амурского моста, который «замкнул Транссиб». «Амурский красавец», как называли его местные жители, стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. Проект "Амурского красавца" в 1908 году получил золотую медаль на Парижской выставке, как и Эйфелева башня.

Железная дорога пересекает 16 крупных рек, среди которых Волга, Ока, Кама, Обь, Тобол, Енисей, Амур, Уссури, Иртыш. Магистраль проходит по территориям 14 областей, 5 краёв, 2 республик и 1 округа, проезжает через 7 часовых пояса. На Транссибе расположены 87 городов. По пути из Москвы во Владивосток скорый поезд "Россия" делает 134 остановки, преодолевая 9288 километров за 6 суток и 2 часа. Фирменный поезд Москва — Владивосток с именем "Россия" появился 30 сентября 1966 года в ознаменование 50-летия окончания строительства.