Государственные Новости

15.05.1995

Московскому метро 60 лет

Картинка которой нет

Картинка которой нет

60 лет назад, 15 мая 1935 года, московский метро имени Лазаря Моисеевича Кагановича (тогда "метро" было мужского рода) принял своих первых пассажиров: состоялся торжественный пуск первой очереди Московского метрополитена — Сокольнической. На линии открылись 13 станций и работали 14 поездов; протяженность трассы —11,5 километров. В 7-00 началось пассажирское движение поездов от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры и отдыха им. М.Горького" по графику; интервал между поездами составлял 5 минут.

Первое предложение по созданию метро в Москве появилось ещё в 1875 году, когда инженер Василий Васильевич Титов выдвинул идею проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи.

15 мая 1902 года один из инициаторов отечественного метростроения инженер Пётр Иванович Балинский и его соавтор, известный специалист по строительству крупных мостов Транссибирской железной дороги Евгений Карлович Кнорре, разработали проект создания метро, но не получили поддержки от правительства.

Но в 1912 году население Москвы приблизилось к двум миллионам, и во избежание транспортного коллапса городские власти организовали создание проекта метро, который предусматривал строительство трех диаметров, а также в перспективе линии по Садовому кольцу. Но воплотить проект в жизнь помешала Первая мировая война.

В конце 1920-х годов, когда население столицы подошло к 4 миллионам, и к идее строительства метро на государственном уровне вернулись: в июне 1931 года постановлением пленума ЦК ВКП(б) "О Московском городском хозяйства и о развитии городского хозяйства СССР" был дан старт работам. В сентябре 1931 года была заложена первая шахта метростроя, и его строительство продолжается и сегодня.

Архитектурное решение станций Московского метрополитена, введённых в действие в предвоенные годы, по откликам известных учёных, деятелей культуры, иностранных гостей, было одним из самых блистательных и современных, а само московское метро в те годы они считали «самым красивым и удобным в мире».

Сегодня Московский Метрополитен – общепризнанный шедевр архитектуры и инженерной мысли: в нем 153 станции, 44 из них признаны памятниками архитектуры. Станции строились в разное время, их облик отражает реалии периода строительства, и поэтому метро может считаться настояшей летописью российской истории — не зря каждый день можно наблюдать толпы иностранных туристов, фотографирующих памятники и фрески в вестибюлях и переходах между станциями.