Государственные Новости
15.05.1995
Московскому метро 60 лет
60 лет назад, 15 мая 1935 года, московский метро имени Лазаря Моисеевича Кагановича (тогда "метро" было мужского рода) принял своих первых пассажиров: состоялся торжественный пуск первой очереди Московского метрополитена — Сокольнической. На линии открылись 13 станций и работали 14 поездов; протяженность трассы —11,5 километров. В 7-00 началось пассажирское движение поездов от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры и отдыха им. М.Горького" по графику; интервал между поездами составлял 5 минут.
Первое предложение по созданию метро в Москве появилось ещё в 1875 году, когда инженер Василий Васильевич Титов выдвинул идею проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи.
15 мая 1902 года один из инициаторов отечественного метростроения инженер Пётр Иванович Балинский и его соавтор, известный специалист по строительству крупных мостов Транссибирской железной дороги Евгений Карлович Кнорре, разработали проект создания метро, но не получили поддержки от правительства.
Но в 1912 году население Москвы приблизилось к двум миллионам, и во избежание транспортного коллапса городские власти организовали создание проекта метро, который предусматривал строительство трех диаметров, а также в перспективе линии по Садовому кольцу. Но воплотить проект в жизнь помешала Первая мировая война.
В конце 1920-х годов, когда население столицы подошло к 4 миллионам, и к идее строительства метро на государственном уровне вернулись: в июне 1931 года постановлением пленума ЦК ВКП(б) "О Московском городском хозяйства и о развитии городского хозяйства СССР" был дан старт работам. В сентябре 1931 года была заложена первая шахта метростроя, и его строительство продолжается и сегодня.
Архитектурное решение станций Московского метрополитена, введённых в действие в предвоенные годы, по откликам известных учёных, деятелей культуры, иностранных гостей, было одним из самых блистательных и современных, а само московское метро в те годы они считали «самым красивым и удобным в мире».
Сегодня Московский Метрополитен – общепризнанный шедевр архитектуры и инженерной мысли: в нем 153 станции, 44 из них признаны памятниками архитектуры. Станции строились в разное время, их облик отражает реалии периода строительства, и поэтому метро может считаться настояшей летописью российской истории — не зря каждый день можно наблюдать толпы иностранных туристов, фотографирующих памятники и фрески в вестибюлях и переходах между станциями.