НОВОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
20.05.2013
«Европейский Байкал — Республика братьев-месяцев»
Издательство «М.Вече» выпустило книгу Наталии Владимировны Пожидаевой «Душа ландшафта» в 3-х частях. Н. В. Пожидаева — действительный член МАИ и один из учредителей Фонда спасения национального ландшафта (ФСНЛ) и Международного клуба территорий устойчивого развития.
В основе сюжета эпопеи «Душа ландшафта» — противостояние Витязя ландшафтов и Патрона технократов планеты и их соратников. Действие разворачивается в ключевых российских геофеноменах. Замысел книги рождался во время выхода на экраны фильмов «Властелина колец» и «Аватар», когда молодежь и даже вполне взрослые люди — за рубежом и в России - с увлечением играли в эльфов, хоббитов, орков и прочих.
Сюжет второй части — «Республика братьев-месяцев» — привязан исключительно к озеру Сапшо (Европейскому Байкалу – так называл его Н. М. Пржевальский), расположенному в национальном парке «Смоленское поозерье».
Европейский Байкал — озеро Сапшо около посёлка Пржевальское Смоленской области – российский геофеномен европейского и мирового уровня. Его открыл миру знаменитый ученый-путешественник Николай Михайлович Пржевальский, почетный член Лондонской, Парижской, Берлинской и др. академий. (Озеро было выбрано Николаем Михайловичем для своей усадьбы, которую он безоговорочно предпочитал жизни в столичном Петербурге. Эти уникальные места вдохновляли его гений на всемирно-известные экспедиции в Тибет, а само Сапшо стало для него настоящим «озером счастья».)
В книге «Республика братьев-месяцев» озеро — резиденция 12 месяцев, в честь которых местные жители назвали свою республику. На глади этого «океан-озера» расположены в миниатюре все континенты эры Золотого века, а на берегу братья-месяцы собираются у своего знаменитого костра (как в сказке С. Я. Маршака). Население живет здесь в гармонии с собой, друг-другом и своим вмещающим ландшафтом, согласно «кодексу трех сеток». Так стоит ли удивляться, что сами двенадцать братьев-месяцев, обрадованные устраиваемыми здесь карнавалами, прельщенные украшенными в их честь домами, а более всего той добротой и лаской, с которой жители относились друг к другу и к своему ландшафту, поселились в стране Золотого века?
Сюжет книги является основой туристского проекта в жанре фэнтэзи-сказка, приближенного к практическому внедрению на принципах асимптоты — все более полного приближения к никогда не достижимой целиком идеальной целевой установке. Видимо, к последней относится и сама проблематика устойчивого развития. (Характерно, что между понятием «устойчивое развитие» как ключевой проблематикой ООН и понятием «счастье» последнее время все чаще ставится знак равенства).
Российские кинорежиссеры-гуманисты и писатели неоднократно отмечали: в современной литературе и кино в основном навязывается патология развития общества, утверждается, что гармония возможна лишь в сказках и обществах инопланетян. В то время как в реальном мире есть примеры создания поселений (территорий, усадеб) устойчивого (гармоничного) развития в виде сообществ друзей и единомышленников. Используются все жанры: реальный (например, индийский Ауровиль, экопоселения и родовые поселения в России и за рубежом), реально-игровой (например, Уржупис в Литве) и фэнтези (например, деревня хоббитов в Новой Зеландии, резиденции Деда Мороза/Санта Клауса в России, Беларуси, Финляндии, Норвегии и др., «эльфийские леса» в Исландии (члены Партии защитников эльфов считают их реально существующими) и т.д. Пора изменить существующее положение.
Осмысление сюжета эпопеи «Душа ландшафта» в контексте общемировой проблематики гармоничного (устойчивого) развития позволяет рассчитывать на заинтересованность представителей всех возрастов и национальностей в участии для реализации проекта «Европейский Байкал — Республика братьев-месяцев».
В этой республике нет социально-депрессивных поселений, зон экологических бедствий, искалеченной природы — нет поломанных людских судеб. Главный тип поселения – деревня 12 месяцев, спланированная по принципу часового циферблата, где у каждого селянина есть дом в стиле месяца своего рождения. Её можно описать словами немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана «…эта маленькая страна, с ее зелеными благоухающими рощами, цветущими лугами, шумливыми потоками и весело журчащими родниками, уподоблялась — и особливо потому, что в ней вовсе не было городов, а лишь приветливые деревеньки, да кое-где одинокие замки — дивному прекрасному саду, обитатели коего словно прогуливались в нем для собственной утехи, не ведая о тягостном бремени жизни. Всякий знал, что страной этой правит князь Деметрий, однако никто не замечал, что она управляема, и все были этим весьма довольны».