Форумы

07.07.2020

Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию 2020

Картинка которой нет

Картинка которой нет

В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке завершил свою работу Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию 2020. О его содержании, итогах и задачах устойчивого развития в сфере охраны окружающей среды рассказывает Виктор НАБАТНИКОВ - председатель Президиума и руководитель Научного Совета Международной академии информатизации в генеральном консультативном статусе с Экономическим и Социальным Советом ООН.

Политический форум высокого уровня является основной платформой ООН, на которой правительства, гражданское общество и другие участники встречаются для рассмотрения хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Повестка дня на период до 2030 года была принята всеми главами государств и правительств в 2015 году. В ней изложено мировоззрение стран на 2030 год и содержится 17 амбициозных целей в области устойчивого развития (ЦУР).

Тема нынешней встречи, которая проходила с 7 по 16 июля, была: «Ускоренные действия и трансформационные пути: реализация десятилетия действий и достижения в интересах устойчивого развития». Дискуссии проходили на совершенно ином фоне по сравнению с тем, что ожидалось, когда тема была выбрана прошлой осенью, когда разворачивался крупный кризис COVID-19. Продолжающаяся пандемия и ограничения на проведение личных встреч и международных поездок заставили бюро ЭКОСОС внести коррективы в формат и программу Форума. Были использованы имеющиеся технологические решения для виртуальных сессий и взаимодействия – в том числе для презентаций добровольных национальных обзоров (ВНР). Все встречи проходили виртуально, включая побочные и специальные мероприятия.

Ситуация с пандемией заставила основное внимание Форума уделить влиянию COVID-19 на Цели устойчивого развития. Дискуссии продемонстрировали приверженность стран многостороннему реагированию на COVID-19 и их решимость продолжать продвигаться вперед в осуществлении Повестки дня на период до 2030 года. Ключевым сообщением было то, что ответ на COVID-19 должен начать основные изменения, которые нам нужны для реализации Повестки дня на период до 2030 года.

Мероприятие началось с отрезвляющей ноты: пандемия рискует свести на нет десятилетия прогресса в борьбе с бедностью и голодом и ставит еще большие препятствия на пути ко многим Целям. Данные ООН уже говорят о том, что бедность растет впервые за десятилетия; голод продолжает расти; многие люди не имеют доступа к безопасной питьевой воде или санитарным услугам; растет неравенство и растет число людей, живущих в трущобах. Наземное и морское биоразнообразие находится под угрозой исчезновения, и многие виды исчезают.

При этом Форум подчеркнул, что Цели устойчивого развития являются мировым ориентиром для выхода из кризиса. Восстановление после пандемии может предоставить окно возможностей для реализации структурных изменений, которые приведут к реализации Целей и осуществлению эффективных действий в области климата. Чтобы это произошло, Цели должны быть главным ориентиром в мире, чтобы «строить лучше и экологичнее».

Участники обсудили решения для возобновления и ускорения прогресса в достижении ЦУР. К ним относятся создание более устойчивых, устойчивых и питательных пищевых систем; улучшение благосостояния людей по всем направлениям; расширение доступа к энергии; а также используя науку и технологии по борьбе с неравенством и отделению экономического роста от использования природных ресурсов.

По традиции, наша страна - самый активный участник мероприятий ООН по устойчивому развитию. В этом году мы не просто приняли участие, но и представили первый Добровольный национальный обзор достижений Российской Федерацией Целей устойчивого развития ООН и реализации Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года. Это кстати, еще одна существенная особенность Форума 2020 - добровольные национальные обзоры (VNR).

Тот факт, что 47 стран провели VNR, несмотря на влияние COVID 19, свидетельствует о высокой приверженности Повестке дня на период до 2030 года. Страны говорили о влиянии пандемии на достижение ЦУР и подготовку VNR. Они представили свою политику и стратегии реагирования на пандемию, от мер в области здравоохранения до стратегий, направленных на социально-экономическое воздействие COVID-19, включая пакеты стимулов. Многие также подчеркнули необходимость скоординированного подхода правительств и всех субъектов общества к реагированию на пандемию.

Большинство стран с национальными отчетами прибыли из Африки (16), затем следуют Азиатско-Тихоокеанский регион (11), Европа (11) и Латинская Америка и Карибский бассейн (9). VNR оказали положительное влияние дома; многие страны заявили, что ускорили включение Повестки дня на период до 2030 года в свои планы развития и в различные сектора. Фактически, многие укрепили или создали новые институты для поддержки реализации ЦУР. В то же время страны подчеркнули многочисленные проблемы, в том числе и в сфере экологии, прежде всего, неустойчивые модели потребления и производства; климатические действия; биоразнообразия; уязвимость к стихийным бедствиям; неэффективные системы мониторинга и оценки.

В этом году VNR показали повышенную роль местных органов власти. Многие города и сообщества проводят добровольные местные обзоры. Они помогают распространять информацию о Целях и контролировать их реализацию. Например, город Богота запустил «Систему районного ухода», реализованную с помощью стратегии «блоков помощи», предназначенных для оказания услуг по уходу по месту жительства. Mastercard обязалась привлечь к 2025 году в цифровую экономику в общей сложности 1 млрд. человек, а также 50 млн. микро- и малых предприятий. В рамках своей инициативы «Зеленое восстановление» Нигерия обязалась улучшить сохранение биоразнообразия, стремясь расширить лесной охват страны с нынешних 5% до 25% национального земельного покрова к 2050 году.

В онлайн режиме презентацию обзора провел глава Минэкономразвития России Максим Решетников. Важно отметить, что в обзоре немало сказано о действиях России по реализации Целей устойчивого развития. Как известно, одна из самых популярных тем сегодня - это изменение климата. В обзоре России немало сказано об этом.

Российская Федерация является одним из лидеров международного климатического процесса и вносит весомый вклад в глобальные усилия по противодействию климатическим изменениям на нашей планете. Как известно, 21 сентября прошлого года Правительством Российской Федерации было утверждено постановление о принятии Парижского соглашения. Российская Федерация принимает меры по сокращению к 2020 году объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75% от значений 1990 года. Данный целевой показатель был установлен на национальном уровне в инициативном порядке в 2013 году.

В рамках реализации Парижского соглашения Правительством Российской Федерации утвержден национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, ведется обсуждение проекта Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и определяемого на национальном уровне вклада в глобальное реагирование на угрозу изменения климата.

Развивается направление «зеленого» финансирования — в 2018 году Россия вошла в число стран, чьи компании выпускают «зеленые» облигации. По состоянию на конец I квартала 2020 г. пять эмитентов разместили восемь выпусков зеленых облигаций на сумму 7,55 млрд руб., 500 млн евро и 250 млн швейцарских франков, что содействовало укреплению финансовой базы для реализации проектов в сферах ЖКХ, энергетики, транспорта и недвижимости. Эмитенты размещали облигации на Московской Бирже, на Ирландской Бирже, на Швейцарской Бирже.

Призыв ООН, поддержанный прошедшим Форумом, нацеливает всех сосредоточить усилия по реализации Целей устойчивого развития, в том числе в сфере окружающей среды на всех уровнях конкретной работы. Он сформулировало этот призыв как действия Global, Local, People. Задача в том, чтобы на уровне Глобальных действий обеспечить лидерство в реализации Целей, сконцентрировать ресурсы для этой работы, поддерживать и реализовать эффективные решения в области устойчивого развития. На локальном уровне необходимо встраивание необходимых изменений в политику, бюджеты, совершенствование нормативно-правовые баз правительств, городов и местных органов власти. Наконец, в сфере человеческого измерения предстоит развернуть работу с гражданским обществом, средствами массовой информации, частным сектором, профсоюзами, научными кругами и другими заинтересованными сторонами, чтобы создать базу и всестороннюю поддержку необходимых преобразований.