Направления
Европейский Байкал
К северу от г. Смоленска на 146 237 га земли раскинулся национальный парк «Смоленское Поозерье» со статусом биосферного резервата от ЮНЕСКО. Уникальный по красоте ландшафт, возникший в результате Валдайского оледенения, включает в себя высокие холмистые гряды, прорезанные речными долинами, и 35 озер, одно краше другого: Сапшо, Рытое, Чистик, Баклановское, Дго, Петровское и т. д.
Знаменитый на весь мир ученый-путешественник Николай Михайлович Пржевальский, выбрал это место для создания своей любимой усадьбы на берегу озера Сапшо. Оно оказалось для Маэстро путешествий подлинным Божеством места — именно так называлась созданная в XIX веке концепция российских ученых, современников Н. Пржевальского. Легендарный путешественник назвал озеро "Байкалом в миниатюре". Здесь прошли его лучшие годы, по воспоминаниям Николая Михайловича, самые счастливые.
Ныне в усадьбе Н. М. Пржевальского разместился музей, а посёлок назван его именем. В поселке расположена администрация парка, несущая ответственность за это огромное хозяйство: 35 озер, 24 туристических маршрута для посетителей, легендарный детинец древнерусского города Вержавск, (русская Троя) и еще 77 археологических памятников, 93 памятника истории, 4 музея, 4 святых источника с купальнями.
Водные, велосипедные, конные, лыжные трассы, экологические тропы «Преданья старины глубокой», «В царстве бурого медведя», «К истокам» и целый ряд других, маршруты северной ходьбы, уникальные флора и фауна — всех чудес и красот не перечесть! Европейский Байкал может стать центром круглогодичного ландшафтного волейбола - от пляжного (как в Бразилии) до раундов на снегу.
Члены Международного клуба территорий устойчивого развития (организаторы клуба — Межрегиональный общественный фонд спасения национального ландшафта (ФСНЛ) и Международная академия информатизации), прибывшие в поселок Пржевальское для участия в проекте «Европейский Байкал — Республика братьев-месяцев или Жизнь под флагом дня рождения», были восхищены волшебством озера Сапшо не меньше Пржевальского.
Авторы проекта «Европейский Байкал — Республика братьев-месяцев», учредители ФСНЛ, Наталия Владимировна и Виктор Александрович Пожидаевы приглашают всех, смелых и самодостаточных, ищущих гармонию и счастье, к ним присоединиться, чтобы это замечательное озеро вновь стало счастливым для каждого — каким было оно для Маэстро путешествий.
Здесь, на берегу "счастливого озера" Сапшо, создали они и свою мастерскую-выставку "Душа ландшафта".
На выставке представлены:
- программный макет "Взгляд на Россию" («Стратегия и проблемы устойчивого развития России в 21 веке» — издано к саммиту «Рио+10» ООН);
- макеты территорий для реализации устойчивого развития "Цивилизация ландшафтов — Золотой век": Планета (фрагмент), Континент, Страна, Деревня 12 месяцев;
- авторская книга и карта "Душа ландшафта": книга-путешествие по России в жанре магического реализма», как первое путешествие-фэнтэзи от Калининграда до Владивостока (О жизни в гармонии с собой, другими людьми и природой здесь и сейчас в реальных земных кормящих ландшафтах),— конкретный сценарий устойчивого развития Европейского Байкала и окрестностей — прообраз поселения устойчивого типа у озера;
- арт-объекты: Дерево устойчивого развития, Терем счастья, Часы Олимпийских богов, Корень Эго;
- парад кукол - героев книги "Витязь ландшафтов против Патрона технократов планеты" и "Полет крылатого мяча".
Здесь можно познакомиться с единственными в своем роде изданиями: кроме вышеназванной книги "Стратегия и проблемы устойчивого развития России в 21 веке" (авторское участие в правительственной рабочей группе) — это бестселлер наследника престола принца Уэльского "Взгляд на Британию. Личное видение архитектуры" (на русском, с его предисловием и предисловием авторов проекта).
Мастерская-выставка — первый этап инвестпроекта "Республика братьев-месяцев на Европейском Байкале", который ждет своих партнеров.
В посёлке Пржевальское и в округе отличные возможности для туризма: гостиницы, санаторий, музеи, магазины; прекрасная природа, уникальные памятники культуры.
Очень важно объединить усилия всех неравнодушных, стремящихся к красоте и счастью! Ведь в здешнюю школу в этом году пришли лишь 9 (!) первоклассников. Необходимо, пока не поздно, помочь развитию угасающего поселка, катастрофически теряющего население и туристов. Когда каждый из нас поставит себе цель — жить в гармонии с собой, другими людьми и природой — сказка станет былью; ведь Земля наша, к счастью, ещё сохраняет огромный потенциал для возвращения каждому его Золотого века!
Туристические богатства этого места:
- Музей усадьба имени Пржевальского
- Озеро Сапшо
- Выставка "Мобильный Международный ландшафтный центр (МЛЦ) "РИО+"
- Смотровая площадка (экотропа "К истокам")
- Экологический центр национального парка "Смоленское поозерье"
- Санаторий имени Пржевальского
- Вольера с зубрами
- Биатлонный центр с лыжно-роллевой трассой
- Агроусадьба "Шугайловские дворики"
- Конный двор с лошадьми Пржевальского
- Экотропа "Преданья старины глубокой"
- Музей бересты
- Музей-"Вернисаж"
- Музей "Резные причуды"
- Святой источник Серафима Саровского
- Озеро Баклановское
- Озеро Чистик
- Озеро Рытое
- Экотропа "Поозерье без границ"
- "Парк путешественников"
- Музей партизанской славы
- Воскресная ярмарка
- Озеро Дго
- Древний город Вержавск (городище)
«Душа ландшафта»
Отрывок из книги «Душа ландшафта»
«Ландшафтия вторая» — «Республика братьев-месяцев»
(в сокращении)
ЧАСТЬ 1
В ЗОЛОТОЙ ВЕК.
Глава 1 Республика двенадцати месяцев.
«…эта маленькая страна, с ее зелеными благоухающими рощами, цветущими лугами, шумливыми потоками и весело журчащими родниками, уподоблялась - и особливо потому, что в ней вовсе не было городов, а лишь приветливые деревеньки, да кое-где одинокие замки - дивному прекрасному саду, обитатели коего словно прогуливались в нем для собственной утехи, не ведая о тягостном бремени жизни. Всякий знал, что страной этой правит князь Деметрий, однако никто не замечал, что она управляема, и все были этим весьма довольны».
Э. Т. А. Гофман.
Это была страна Золотого века, где вовсе не было мегаполисов, зато приветливые деревушки так радовали глаз, что попавшему сюда хотелось вдруг все бросить, остаться здесь навсегда и, накупив холста и красок, сделаться художником. Страна была просто создана для них, как, впрочем, и для скульпторов, музыкантов и поэтов. Но не одни служители муз жили здесь: были в этом краю и благородные механики, и лесники-гении, и отличные повара - ибо негоже, считалось, напрягать только голову или трудить одни руки. И поэтому композитор разводил вдобавок кур, а если кто любил кузнечное дело, то зачастую обладал и приятным голосом, так что послушать его (а заодно и подковать лошадь), люди приходили издалека.
И каждый день была в стране Золотого века прекрасная погода. Это не значит, конечно, что здесь всегда было тепло и ветерок порхал игриво. Были и метели, наметавшие снегу по самые окна, так что наутро, когда выглядывало солнце, дома сверкали, как сахарные пряники. Случались тут и осенние затяжные дожди, которые, как известно, лучше всего прочищают мозги (если от них не прятаться и ходить с непокрытой головой). Были вёдро и ненастье, грозы и бескрайняя лазурь – всё, что душе угодно, и соседи по утрам говорили друг другу: «Какая опять прекрасная погода!» И то была сущая правда.
А ещё отмечались в стране давно позабытые в других краях праздники. В последний день месяца в домах накрывали вышитой скатертью стол, пекли пироги-недельки и варили мед: в июне с мятой, в сентябре с орехом, а в декабре с клюквой. В городах и деревнях начинался тогда карнавал, где каждый, и стар, и млад, наряжался в костюм месяца, в котором родился.
И уж вовсе удивительными здесь были дома. Если белый дом украшали серебряные кружевах, а зеленые его наличники были пушисты, как еловые лапы, всякий знал, что живет тут январец. А если крыша белого дома была бурая, а под коньком висела гроздь елочных игрушек, было ясно, что хозяин его - декабрянин. Мартяне любили строить бело-голубые дома с сосульками, июличи - зеленые с розами, а июньцы – тоже зеленые, но с жасминами, сиренью и соловьем на каждом окне. И жили они все как братья.
В стране было четыре города: на юге раскинулся старинный град Лета, на западе - Златоград, на севере поднимались замки Хрустального города, а на востоке был выстроен город Влюбленных.
Кто в детстве не мечтал жить в переулке Карасиков, играть в аллее Можжевельников, быть посвященным в рыцари Дубовой ветки! Ясени и сосны, клены и липы ажурной стеной обрамляли здесь улицы, скверы утопали в луговых цветах, а на площадях можно было собирать малину. Птиц гнездилось столько, сколько и за триста верст не сыщешь от нынешних мегаполисов. В каждом городе был университет и собор: в романском стиле – для града Лета и в стиле ампир – для Златограда. Был театр, где каждый находил себе место (в зале или на сцене), а также музей Премудростей. И хотя любой город можно было пересечь пешком, желающие объехать его пользовались зелеными маскатобусами, тележкой с осликом, а зимой упряжкой собак. А если кто спешил на свидание или опаздывал на работу – словом, нуждался в кураже – то, смотря по сезону, надевал коньки или ролики. Кварталы здесь с давних времен строилось в виде сот, предвосхищая труды Вальтера Кристаллера и Августа Леша об идеальном пространстве. И были там центр «Семь жизней», дом аксакалов «Долгоиграющие», с подземными источниками озеро, танцевально-фехтовальный зал и манеж.
И не было им скучно без кабаков и казино: влекомые дружбой, свободой ремесел и творчества, они понятия не имели, что значит «убить время». Никогда бы не додумались они до того, чтоб погубить какой-нибудь ландшафт с его травами, родниками и кузнечиками, для того лишь, чтобы, вытащив на поверхность тонны три почвы и осадочных пород, изготовить одно золотое кольцо.
Когда медведи в окрестных лесах с первым снегом укладывались в берлогу, или птицы в начале лета выводили птенцов, все сельчане разговаривали вполголоса и прекращали всякое строительство. Вот почему в садах и огородах никто не трудился до седьмого пота: сама природа помогала своим детям, которые отнюдь не спешили сажать модный за границей гибрид «малиноклюквы» и не заставляли клубнику давать по несколько урожаев в год. А если у кого и не удавался чеснок, тот, ничуть не огорчаясь, выращивал лук и получал преотличные урожаи. Здесь не привыкли спорить со своим ландшафтом. Вот почему поселились в этой стране и Сам-Сом Рыбофил, которому ведом был возраст любого окуня или щуки, и Матушка-Глухарка, умевшая выхаживать выпавших из гнезда птенцов. Жили и те, кто о жизни землеройки-малютки мог написать роман с прологом и эпилогом, и те, кому даже осторожные бобры раскрывают тайны своей архитектуры.
И не было в стране Золотого века, ни князей, ни королей, потому и выборов, на которых теплое местечко можно купить, тоже не было. …
А когда взрослели дети, то уезжали из деревень в города учиться наукам и ремеслам. Здесь, помимо обучения космической математике и диалогам прадревних, наряду с упражнениями в тачании сапог, строительстве кораблей и солении огурцов, совершали они конные и водные походы. Здоровые духи обитали здесь только в здоровых телах! …
Люди же семейные, старики и дети жили в деревнях. Что за диковинные то были деревеньки! В каждой по кругу, словно на циферблате часов, стояло по двенадцать домов – ни больше, ни меньше. Первые три располагались на севере, вторые три на востоке, остальные на юге и на западе: селения напоминали двенадцатиугольники. И жил в первом доме январец, в четвертом апрелич, в восьмом августин, а в десятом октябрист.
Каждый молодой человек (если только он не оставался преподавать в университете или играть в театре) спешил по окончании обучения в сельскую местность, где мог во всю мощь проявить свои отшлифованные трудом и образованием таланты, дабы благодаря им вписаться в свой единственный и неповторимый ландшафт. В деревне же каждый становился капитаном своего месяца. И если в начале весны правил мартянин - поэт и агроном - можно было не сомневаться, что окрестные дети наизусть уже знают Шекспира, а огороды и сады никогда не пострадают от проволочника или парши.
В центре страны был Луг голосов. Когда нужно было принять важное решение (построить на реке пристань или добавить в школьные экзамены плавание) то, если дело было в мае, собирались сюда побратимы - маевичи, а в августе города и деревни направляли на Луг своих августян. Иногда в особо важных случаях приглашались их братья близнецы: ноябряне обсуждали дела с маевичами, а февралисты с августянами. Такие собрания почти наверняка принимали мудрые решения, и уж всегда избегали грубых ошибок.
В каждом городе с незапамятных времен хранился Кодекс трех сеток, согласно которому принимались все решения: например, дорогу прокладывали отнюдь не по кратчайшей (столь выгодной для скорости и экономии средств, но губительной для вековых дубов) прямой. Не тянули ее и по замысловатой траектории: от одного богатого замка к другому: ибо не было в той стране ни замков, ни богатых (как читатель уже догадался, вовсе не добывание денег было смыслом жизни сентябрича или февралиста), а потому и не было и бедных. …
По Кодексу трех сеток, все тридцать семь ландшафтов этого удивительного государства были строго оконтурены, у каждого были ясные, понятные и ребенку границы. Вся территория была поделена на три, завещанных еще пращурами, ландшафтных царства: медное, серебряное и золотое.
Когда-то, до появления на земле людей, вся эта страна (как и любая другая) являла собой одни лишь природные ландшафты. Эта обитель местной флоры и фауны (ныне примерно треть площади) и была точно обозначена ячейками огромной золотой сетки. Всякий знал, что в золотом царстве не должно быть ни мостов, ни дорог, что входить сюда можно только по праздникам - как в храм, а гулять лишь по узкой тропинке - на цыпочках. Зато каждый, будучи в лесу или на лугу, мог различить десятки разнообразных ароматов и звуков (одних оттенков снега гражданам было известно около сорока!) Граничащее с золотым царство сельских ландшафтов, с их двенадцатиугольными деревнями, лугами и пашнями, огораживала серебряная сетка. Овины и мельницы, сады и поля, где хозяйство велось по законам природы, органично включались в коренной ландшафт. Города же были оконтурены медью, так что шпили университетов и соборов медного царства как нельзя лучше завершали общую картину гармонии.
Любой школьник здесь понимал, что в серебряной и медной сетках копать, рубить и строить (словом, вести себя) нужно так, чтобы не уменьшить производимый флорой кислород, не помешать круговороту азота и не изменить водоносные горизонты. Вот отчего даже в медном царстве (не говоря уже о золотом и серебряном) не было свалок, «пыльных котлов», или озер, загубленных сточными водами. Всякому было ясно, что нужно лишь соблюдать законы родной природы, строя отношения с нею и своими соседями так, чтобы у людей, кабанов и оленей сохранялись бы цветущее здоровье, полная свобода в выборе друзей и развивался талант, данный от рождения. Кредо каждого из трех царств: как хорошо там, где я есть!
Так жили эти люди, не ведая, что можно жить по-другому. И если бы им сказали, что напрасно они радуются: все равно всего на всех не хватит, те бы приняли это за шутку. Ибо переиначивая слова известного скульптора, эти не от мира сего граждане верили, что искусство жить – это умение отсечь все лишнее. Ведь раз уж нельзя найти людей с одинаковыми отпечатками пальцев, то можно ли отыскать тех двоих, коим требовалось бы одно и тоже? Потому-то и не было у маленькой страны истории войн, а у населения истории болезней. Не было и непременного следствия подобных историй – соперничества друг с другом. Век уходил за веком, оставляя им лишь историю открытий, взаимопомощи и гармонии. А если кто и побывал в других странах, то вернувшись, так удивлял своими рассказами соседей, что те дружно соглашались: в гостях хорошо, а дома лучше.
Каждый ученый и мастер считался достоянием страны Золотого века. Автором (песен или нового сорта яблони, безынтегрального исчисления, или лопато-граблей) был здесь каждый. Способности и таланты малыша определялись еще в детстве, и к совершеннолетию его вся страна знала, чего ждать от нового дарования, которому уже готовилось его неповторимое место под солнцем. Вот почему бездарностей не было вовсе: не было ни одного, кто зарыл бы свой талант в землю (из чего следует, что в стране этой жили одни лишь граждане, и вовсе не было обывателей).
В канун Нового года молодые таланты из городов и седовласые деревенские мужи (каждый из них имел свою мастерскую- лабораторию) представляли остальным, бывшим пока в творческом поиске соотечественникам, свои новые изобретения. Которые, однако, внедрялись с осторожностью и сперва лишь в медной сетке. Другие же открытия, чье применение могло привести к непредсказуемым последствиям, опечатывались в подземельях университетов, пока новое поколение не оценит их заново.
Так стоит ли удивляться, что сами двенадцать братьев - месяцев, обрадованные устраиваемыми здесь карнавалами, прельщенные украшенными в их честь домами, а более всего той добротой и лаской, с которой жители относились друг к другу и к своему ландшафту, поселились в стране Золотого века? Благодаря этому в лесах и рощах ее стали совершаться приятнейшие чудеса, и обрадованные граждане воздвигли у Луга голосов хрустальную башню, в центре которой выросло само семикронное Древо гармонии. Да-да, оно выросло, хотя никто и не сажал его! В башне было двенадцать дверей и столько же круглых столов вокруг Древа гармонии. И когда кому-нибудь требовалась помощь или мудрый совет, он входил в башню через дверь своего месяца, прикасался к семикронному Древу и садился за свой стол вместе с другими апреличами, или февралистами или ноябрянами. После такой встречи любой понимал, как именно следует пребывать в согласии с собой, друг с другом и родной природой – это и почиталось гражданами за смысл жизни. И, посовещавшись хорошенько, назвали они свою страну Республикой Двенадцати месяцев.
Страна Золотого века - где же искать тебя? Что-то подсказывает автору, что не только в минувших веках, но и в нынешнем столетии страна такая есть на белом свете: ведь иначе пребывание наше на этой Земле лишено всякого смысла. И если историкам со времен Платона хватает упорства искать во славу науки остатки сгинувшей сто веков назад цивилизации Атлантиды, то не пора ли всем остальным воссоздать во славу людей Цивилизацию ландшафтов?
Справка
Парламентская Ассамблея Совета Европы (46 стран) единогласно рекомендовала авторской разработке Н. Пожидаевой "Формирование системы национальных социо-природных ландшафтов — реальный путь устойчивого развития" статус общеевропейской программы ("Сохранение и использование ландшафтного потенциала Европы", рек. 1752, п.п.11.2,11.3, 2006 г докладчик В. Сударенков).
Ранее разработка была включена в одобренную российским правительством Стратегию устойчивого развития; представлена среди ключевых докладов на конференции Международной организации Национальных Трастов в Вашингтоне, а также в Нью-Дели, Эдинбурге, Лондоне и Брюсселе. Информационный центр ООН в России оценил выставку как "по-настоящему инновационный проект" для практики устойчивого развития.
Выставка организовывалась в Торгово-промышленной Палате России, музеях и на международных конференциях; в Международной академии информатизации в Генеральном статусе с ООН, где авторы возглавляют Отделение национальных ландшафтов.