Направления

Культура

В 1959 году в Объединенной Арабской Республике (Египет и Сирия) началось строительство Асуанской плотины. Под угрозой затопления озером, которое образовалось после строительства плотины в Асуане, оказались древние памятники египетской Нубии.

Правительства ОАР и Судана обратились в ЮНЕСКО за помощью в спасении исторических ценностей.

ЮНЕСКО, в свою очередь, обратилась к международному сообществу с призывом о помощи – в результате была проведена крупнейшая в истории археологическая спасательная операция.

ЮНЕСКО в сотрудничестве с правительствами ОАР и Судана провела масштабные археологические исследования, в ходе которых было спасено множество очень важных объектов – от города Древнего Царства и старинных храмов Нубии до предметов обихода и других артефактов.

Далее исполнительный комитет ЮНЕСКО в рамках Международной кампании по спасению памятников Нубии провел масштабный сбор средств для перемещения храмов Нубии в безопасное место. Это масштабная операция при помощи буквально всего мира завершилась успешно: практически все значимые храмы и святыни Нубии удалось сохранить.

После всей этой спасательной операции и стало понятно, что пора создавать централизованный механизм сохранения и защиты культурного наследия.

Американцы Джозеф Фишер и Рассел Трейн, а затем и Международный союз охраны природы и Международный совет по памятникам и объектам стали выступать за создание централизованной международной организации.

В ноябре 1966 года катастрофическое наводнение обрушилось на Венецию, и внимание всего мира вновь оказалось сосредоточено на угрозе потери всемирного культурного наследия. ЮНЕСКО и итальянское правительство начали разрабатывать многолетний план по сохранению и восстановлению культурных памятников.

А Трейн в апреле 1967 года снова выступил на международной конференции в Амстердаме и рассказал о своей концепции международной организации, которая объединит под единой программой защиту природного и культурного наследия человечества, и в июне 1972 года делегаты Стокгольмской Конференции ООН по проблемам окружающей среды заявили о том, что готовы полностью поддержать эту программу.

16 ноября 1972 года ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. К тому времени организация уже приступила к осуществлению еще одного амбициозного проекта, на этот раз – по сохранению огромного памятника Боробудур в Индонезии. Конвенция о всемирном наследии вступила в силу 17 декабря 1975 года, а в сентябре 1978 года был наконец создан список Всемирного наследия, составленный на 2-ой сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила в Вашингтоне в США. Каждый объект получил свой уникальный номер.

Объектом № 1 в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО стали Галапагосские острова в Эквадоре. Далее идут:

  • Город Кито в Эквадоре,
  • Кафедральный собор в городе Ахен (Германия),
  • Национальный исторический парк Л’Анс-о-Медоус (Канада),
  • Национальный парк Сымен (Эфиопия),
  • Скальные церкви в Лалибэле (Эфиопия),
  • Национальный парк Наханни (Канада),
  • Остров Горе́ (Сенегал),
  • Древние индейские поселения на плато Меса-Верде (США),
  • Йеллоустонский национальный парк (США),
  • Исторический центр Кракова (Польша),
  • Соляная шахта Величка (Польша).

Чтобы попасть в список, объект должен быть признан как «имеющий выдающуюся мировую ценность». Это означает, что он настолько исключителен в культурном или природном плане, что его значимость выходит даже за пределы национальных границ, и объект ценен для всего человечества.

Конвенция делит культурное наследие на три больших категории: культурное, природное и смешанное.

Культурное наследие — это памятники, произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, археологические объекты, надписи, пещеры и так далее; ансамбли — группы строений и архитектурные комплексы; достопримечательные места — произведения человека или совместные творения человека и природы, археологические достопримечательные места.

Природное наследие — это памятники, которые созданы самой природой: геологические и физиографические образования и строго ограниченные ареалы исчезающих видов животных и растений, которые важны для науки и нуждаются в сохранении; природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, которые могут пригодиться для науки или просто уникально красивы.

А смешанными объектами считаются так называемые культурные ландшафты – такие как бы «совместные творения человека и природы».

Статус объекта всемирного наследия дает следующие преимущества:

  • Дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов.
  • Повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений.
  • Способствует популяризации включенных в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма).
  • Обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия.
  • Способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года.

Для усиления эффективности работы Конвенции в 1976 году были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, а в сентябре 1978 года первые 12 культурных и природных объектов были включены в Список всемирного наследия.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО — места и объекты на планете, в разных странах, которые выбираются Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры в соответствие с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия. Конвенция призвана защитить и сохранить выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества.

Первое место по количеству объектов всемирного наследия занимает Италия с 53 объектами. Второе место занимает Китай (52) и третье — Испания (45).

Россия подписала Конвенцию 12 января 1989 года, и в декабре 1990 года на 14-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая прошла в городе Банф (Канада) в список культурного включены:

1. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников (культурные критерии: 1, 2, 4, 6);

2. Архитектурный ансамбль острова Кижи (Республика Карелия), культурные критерии: 1, 4, 5;

3. Московский Кремль и Красная площадь (культурные критерии: 1, 2, 4, 6).

Для того, чтобы сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своем рода, а также из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии из шести пунктов:

  • Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
  • Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определенном культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
  • Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
  • Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
  • Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
  • Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность (по мнению комитета ЮНЕСКО, этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо еще критерием или критериями).

Основание для включения в список мирового культурного наследия – наличие хотя бы одного критерия.

YouTube — самый популярный сервис для размещения видео

Сервис Youtube (в переводе с жаргонного английского означает «вы в телевизоре») появился 14 февраля 2005 года в американском городе Сан-Бруно (Калифорния). Сервис изначально разрабатывался как сайт знакомств. Возможность загрузки видео и голосования пользователей за лучшие ролики должна была стать отличительной чертой нового сайта.

По замыслу разработчиков и создателей хостинга Чада Херли, Стива Чена и Джавида, друзей-сослуживцев, работавших в компании платёжной системы «PayPal», такой сайт помог бы пользователям легко и удобно размещать видео со своим участием и знакомства завязывались бы куда проще. В качестве базовой платформы использовалась Flash Video, что и обеспечивало простоту загрузки и быстрое воспроизведение коротких роликов (в начале – не более 10 минут) в довольно приличном качестве.

Первое видео появилось на Ютубе через полтора месяца после запуска — 23 апреля. Это был 18-секундный ролик под названием «Я в зоопарке». На нём Джавед Карим общается с оператором стоя спиной к клетке со слонами в зверинце Сан-Диего. Сегодня «первопроходец» Ютуба имеет почти 61 миллион просмотров.

Популярность и признание пользователей Ютуб заслужил простотой использования и возможностью быстро поделиться любым роликом с друзьями. Для просмотра видео не требовалась регистрация на сайте. Очень скоро им стали пользоваться не только для загрузки собственных роликов, но и для поиска какого-то контента — музыкальных клипов, передач и даже фильмов.

Пользователи нового сайта не стремились искать новые знакомства с помощью Ютуба, а просто загружали на него разные ролики, вплоть до музыкальных клипов. Создатели поняли, что концепцию сайта нужно пересматривать. Уже в мае ресурс сменил интерфейс и стал полноценной платформой для хранения видеоконтента.

В июле 2006 года YouTube стал 5-м самым популярным сайтом в США со статистикой в 100 миллионов уникальных просмотров и 200 миллионов посетителей в день, а осенью 2006 компания Google выкупила ресурс за 1,65 миллиардов долларов. Она улучшила сервис и в 2007 году представила уникальную программу, которая позволила пользователям зарабатывать на видеоконтенте.

Видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео, стал вторым веб-сайтом в мире по количеству посетителей. Ежедневно пользователи Ютуба загружают и просматривают видеоролики, оценивают их, добавляют в избранное, обмениваются комментариями, а кто-то даже зарабатывает на нем деньги.

YouTube стал настолько значимым явлением, что с ним вынуждено считаться и телевидение: многие компании не только используют в репортажах ролики с этого сервиса, но и создают там официальные аккаунты. Новый виток в истории сайта произошёл с появлением нового жанра — видеоблогов. Собственные каналы на Ютубе ведут как обычные люди, так и известные общественные деятели и журналисты.

BRAFA (Brussels Art Fair, Брюссельская ярмарка искусств) проводится с 1956 года как ярмарка бельгийских арт-дилеров. Полное название – Брюссельская ярмарка антиквариата и изящных искусств (ранее Бельгийская ярмарка антиквариата и изящных искусств).

BRAFA проходит каждый год уже на протяжении 50 лет и является одной из самых старых и престижных ярмарок в области искусства и антиквариата. Экспонаты на выставке проходят строжайший отбор: 100 экспертов со всего мира проверяют их на подлинность, качество и действующее состояние.

Эта ярмарка была основана в 1956 году президентом бельгийской Палаты антикваров Харлесом ван Хове и его соратницей Мами Ваутерс, которые по образцу салонов в лондонском Гровенор-Хаусе и делфтском Принсенхофе решили создать в Брюсселе ярмарку, объединяющую избранных представителей бельгийского антикварного мира.

В 1995 году BRAFA была радикально преобразована ее президентом Христианом де Брёйном, который решил открыть двери ярмарки для дилеров из других стран Европы. Усилиями де Брёйна из локального и сравнительно камерного мероприятия (от 30 до 40 стендов) Brussels Art Fair превратилась в международную ярмарку (число участников которой в отдельные годы переваливало за 300) универсального формата.

5 тысяч лет мировой истории искусства от Бронзового века до наших дней представлены произведениями искусства и дизайна, а главными критериями их отбора являются высокое качество и уникальность. Ярмарка привлекает крупных коллекционеров, новых покупателей и любителей искусства, интересующихся самыми актуальными предложениями арт-рынка.

В 2004 году, под руководством Яна Де Маре, ярмарка переехала из Дворца изящных искусств на нынешнее место – в высококлассный комплекс Tour & Taxis, гордость бельгийской индустриальной архитектуры, что придало всему событию совершенно магическую атмосферу. Благодаря новому помещению, расположенному в центре Брюсселя, в пределах непосредственной близости к железнодорожным вокзалам и международному аэропорту и предоставляющему 130 участникам из Бельгии и других стран 12 315 квадратных метров выставочной площади, ярмарке удаётся собирать постоянно возрастающее количество посетителей.

Рост числа посетителей стимулирует повышение уровня, которое достигается путем приглашения ведущих антикварных дилеров Бельгии и одновременно усиления международной составляющей: отныне в списках участников фигурируют дилеры из Великобритании, Германии, Италии, Люксембурга, Монако, Нидерландов, Франции и Швейцарии, а, начиная с 2009 года США и России. Число бельгийских и иностранных участников сохраняется неизменным: оно не превышает 130, причем 49% должны составлять антиквары из Бельгии, а 51% — представители других стран.

Арт-ярмарка BRAFA — это не только коммерческое мероприятие, но также событие, продвигающее искусство во всех его проявлениях и поддерживающее некоммерческие организации. Сегодня здесь можно найти все — от доисторических (начиная с эпохи неолита) артефактов и искусства доколумбовой Америки (цены на отдельные предметы могут достигать нескольких миллионов евро) до современного искусства (а также комиксов, которые в Бельгии являются предметом серьезного и очень страстного коллекционирования) и дизайна. BRAFA не чужда современным ярмарочным трендам и сегодня включает в свою программу лекции и мастер-классы.

Уникальный заповедник горы Мабу

С момента создания Google Earth в 2005 году человечество открыло для себя много удивительных мест, о существовании которых даже не подозревало ранее.

Так в 2005 году доктор биолог Джулиан Бэйлисс, сотрудник Королевского ботанического сада Кью при детальном исследовании спутниковых карт Гугла (сервис Google Earth) территории Южной Африки обнаружил на территории Мозамбика большой неисследованный тропический лес, расположенный в высокогорной местности в одной из самых слабо изученных точек Африки, где долгие годы шла гражданская война.

Он обнаружил не нанесенную на карты гору Мабу (англ. Mabu) высотой 1700 метров на севере Мозамбика и прилежащий к ней участок тропического леса площадью 80 квадратных километров. Вокруг леса огромные территории практически уничтожены в период гражданской войны в Мозамбике 1975-1992 годов. Однако исследуемый участок остался практически в полной неприкосновенности: ни одна наземная экспедиция ни разу не добиралась в этот район.

Ученые предположили, что у многих племен лес Мабу считался священным местом, и они защищали его с оружием в руках, как и свои дома. До 2005 года о нахождении на территории горной местности изолированного лесного массива было известно только местным жителя. Учёные в шутку стали называть этот горный массив «лесом Гугла».

Команда доктора Бэйлисса и Джонатана Тимберлейка организовала исследовательскую экспедицию на гору, в которой приняли участие 28 биологов из Мозамбика, Великобритании, Швейцарии, Танзании и Малави.

Разнообразие флоры и фауны, представленное здесь, является поистине уникальным. Команда ученых обнаружила редкую орхидею и паразитический куст, который растет, прикрепляясь к ветвям растений. Всего было собрано более 500 образцов растений для изучения.

Всего лишь за три недели команда обнаружила в лесу 125 видов птиц (в том числе исчезающие), более 250 видов бабочек (из них минимум пять описаны ими впервые), и множество других редких, эндемичных, а то и вовсе неизвестных доселе науке видов рептилий, амфибий и растений. Кроме того, интересные находки были сделаны и среди млекопитающих: на горе обнаружились новые виды летучих мышей и грызунов.

Среди обнаруженных зверей есть карликовая газель Клипшпрингер, голубая антилопа-дукер, редкий подвид мартышки Сайкса, слоновья землеройка и гигантский вид габонской гадюки. Все эти животные находятся на грани вымирания, поэтому открытие их крупных популяций вселяет надежду. В общем, гора Мабу оказалась райским уголком нетронутых дождевых лесов: тропические джунгли на горе Мабу и вокруг нее буквально «напичканы» животными, насекомыми и растениями, которых больше не встретишь нигде в мире.

Гора Мабу стала домом для такого большого количества уникальных видов, что в настоящее время группа ученых борется за признание ее заповедником – чтобы закрыть туда доступ лесорубам. Они подали заявку на признание международного значения этой территории и придания статуса заповедника. В настоящее время это заявка принята на уровне правительства региона и Мозамбика и ожидает одобрения международных органов.

Доктор Бэйлисс обращает внимание общественности, что все решения должны быть приняты очень быстро: «Люди, которые угрожают Мабу, уже там. И теперь мы пытаемся выиграть гонку на время – чтобы сохранить эту уникальную территорию». Леса на этой территории представляют огромный интерес для лесозаготовщиков, которые уже – буквально – стоят наготове с бензопилами.

Несомненно, на историю развития человечества огромное влияние оказало появление кинематографа (ранее "синематограф"). Кинематограф (от гречесеого κινημα, (родительный падеж κινηματος) — движение и греческого γραφω — писать, изображать) — деятельность, заключающаяся в создании движущихся изображений. Синематограф (от французского cinematographe, устаревшее).

В понятие кинематографа входит киноискусство — один из видов современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений.

Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, также огромно влияние кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой и значительной отраслью экономики.

ХХ век останется в истории как время появления и стремительного развития кинематографа. Эпохальная дата —28 декабря 1895 года — когда один из залов "Гранд кафе" на бульваре Капуцинок провел первый сеанс кинофильма, стала днём рождения огромной многомиллиардной индустрии.

А днём рождения премии "Оскар" (Academy Awards, Oscars) — американской премии в области кино, одной из самых престижных кинематографических наград в мире (вручается ежегодно Американской академией кинематографических искусств и наук) стала первая церемония вручения наград Американской киноакадемии, состоявшаяся 16 мая 1929 году в Лос-Анджелесе (штат Калифорния) в зале отеля Hollywood Roosevelt.

Американская академия кинематографических искусств и наук была создана по инициативе основателя кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Майера в 1927 году. Изначально организация должна была решать трудовые споры, однако вскоре появилась идея вручать от лица академии престижные премии и призы в области кино. Сейчас в составе Академии около 6000 человек.

Первая же церемония вручения кинопремии состоялась в Голливуде в "Рузвельт-отеле". Первым обладателем золотой статуэтки стал немецкий актер Эмиль Яннингс, сама церемония длилась всего 15 минут. Первой картиной, удостоенной приза за лучший фильм, стала драма Уильяма Уэллмана "Крылья" (1927). Каждая статуэтка изготавливается из покрытого золотом британниума и покоится на постаменте из черного мрамора. Дизайн статуэтки Оскар разработан художником Седриком Гиббонсом.

Высота статуэтки — 34 сантиметра, диаметр подиума — 13 сантиметра, вес — 3,85 килограмм. Статуэтку делают в пять этапов: сплав олова со свинцом покрывают медью, потом никелем, затем серебром и, наконец, 24-каратным золотом. Статуэтка изображает рыцаря с мечом в руках, стоящего на катушке с кинопленкой. Катушка состоит из пяти частей, символизирующих 5 направлений Академии (актеры, режиссеры, продюсеры, технические специалисты и сценаристы).

В том виде, в каком она существует в настоящее время, золотая статуэтка была вручена на первой же церемонии, но название "Оскар" появилось только в 1939. По самой распространенной версии, своим названием награда обязана библиотекарю Академии (позднее, ее исполнительному директору) Маргарет Херрик, воскликнувшей при ее виде: "Эта фигурка напоминает моего дядю Оскара."

В 1930-х годах Академия сообщала газетам о будущих обладателях "Оскара" накануне награждения. С 1941 года результаты держатся в тайне до последнего: карточки с именами лауреатов запечатываются в конверты, которые вскрывают только на сцене в ходе церемонии награждения.

Рекордсменом по количеству завоеванных золотых статуэток по сей день остается Уолт Дисней, основатель студии Walt Disney Pictures — 26 наград. Рекорд по количеству наград (11 наград из 11 возможных) делят три фильма: "Бен-Гур" (1959), "Титаник" (1997) и "Властелин колец: Возвращение короля" (2003).

Обладательницей наибольшего количества актерских наград является Кэтрин Хепбёрн, которая четыре раза удостаивалась статуэтки в номинации "Лучшая актриса" (в 1934, 1968, 1969 и 1982 годах). Среди режиссеров рекорд принадлежит Джону Форду, также получившему четыре "Оскара" за фильмы "Осведомитель" (1935), "Гроздья гнева" (1940), "Как зелена была моя долина" (1941) и "Тихий человек" (1952).

Советские и российские фильмы шесть раз становились лауреатами "Оскара". В 1943 году победителем в категории "Лучший документальный фильм" стал "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" режиссеров Леонида Васильевича Варламова и Ильи Петровича Копалина (1942).

Четыре картины получали награду в номинации "Лучший фильм на иностранном языке": в 1969 году — "Война и мир" Сергея Бондарчука (1965-1967), в 1976 году — "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), в 1981 году — "Москва слезам не верит" Владимира Валентиновича Меньшова (1979), в 1995 году — "Утомленные солнцем" Никиты Сергеевича Михалкова (1994). В 2000 году премии в категории "Лучший короткометражный анимационный фильм" был удостоен мультфильм Александра Константиновича Петрова "Старик и море" (1999).

Правила вручения премии Оскар уже неоднократно менялись, дабы учесть все тонкости и угомонить споры заинтересованных сторон, а алгоритм выбора конкурсантов не раз критиковался, но всё же премия "Оскар" остается самой престижной и значимой наградой и по сей день.

Стоит отметить ещё то, что были введены специальные награды:

  • Чарли Чаплину – за гениальную актёрскую игру в фильме "Цирк", где он также является режиссёром и продюсером;
  • Студии Уорнер Бразерс – за создание кинокартины "Певец джаза", которая стала первой звуковой картиной и произвела настоящую революцию в отрасли киноиндустрии.

За всю историю существования премии Оскар было вручено более 3,1 тысячи подобных статуэток.