Путь к Победе в Великой Отечественной войне

Развернуть все

Свернуть все

Великая Отечественная война. Начало.

22 июня 1941 года на востоке страны только начинался новый день, а на западной границе Союза все еще продолжалась самая короткая ночь в году. К этому времени во Вторую Мировую войну уже втянуты 29 государств.

Немецкие армии, сосредоточенные на границе СССР, получили сигнал о начале вторжения в 3:15 утра по московскому времени. К их несчастью советская разведка обо всем доложила командованию еще 21 июня в 22 часа; гражданскому населению было приказано уйти от границ не менее, чем на 20 километров.

Немецкие самолеты начали бомбардировку по всей границе СССР от Баренцева моря до Черного, а для внезапности все пересекли границу одновременно на разных участках.

Главной целью Германии был полный разгром Советского Союза к зиме 1941 года, но план провалился. Целых 1418 дней держался Союз и закончил самую кровавую за всю историю войну победой.

Фото с сайта https://mmars.ru/
Карта нападения немецкой армии

Фото с сайта https://ugra-tv.ru/
Мобилизация в первые дни Великой Отечественной войны

Он был известным диктором и артистом СССР, только ему доверялось читать указы и приказы по радио. Его голос знаком даже тем, кто не застал его при жизни, ведь фразу, с которой начинались важные новости: "Внимание! Говорит Москва!"- знает весь мир.

Юрий Борисович объявлял начало Великой Отечественной войны, окончание, а во время войны читал радиосводки Совинформбюро. Также он сообщал о полете в космос Юрия Гагарина.

С самого детства Юдка (как его звали родители) отличался сильным и красивым голосом. Незадолго до войны его приняли на радио стажером и изредка доверяли небольшие речи в ночное время; а Сталин как-то раз это услышал, так как работал в ночное время очень часто и распорядился, чтобы только этот диктор озвучивал все важные документы, ведь он не допускал ни единой ошибки при прочтении. Так в 19 лет Юрий Левитан занял почётное место главного диктора советского радио.

Когда война только начиналась, у фашистов не было сомнений в скорой победе, и Геббельсу хотелось, чтобы именно голосом Левитана было сказано о победе Германии над Советским Союзом. Объявили вознаграждение в 250 тысяч марок за похищенного диктора, но планы быстро изменились, и Гитлер уже обещал вознаграждение за уничтожение "великого голоса Союза".

Фото с сайта https://russsr.ru/
Юрий Борисович Левитан

Фото с сайта https://workspro.ru/
Запись радиопередачи Всесоюзного радио «Пишут ветераны».
На фото: редактор Анатолий Ярошевский, диктор Юрий Левитан и режиссер Ариадна Качалова, Москва, 1980-е годы

24 июня 1941 года был опубликовано стихотворение известного поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача сразу в двух газетах "Известия" и "Красная звезда". На следующий день после публикации текста была написана музыка народным артистом Советского союза Александром Васильевичем Александровым.

Руководству страны песня не понравилась: они считали, что она готовит людей к тяжелой и долгой войне, в которой Союз потеряет миллионы жизней, а не быстро поразит фашистов. Поэтому песня в начале не приобрела популярность. Однако, когда немцы захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, отношение к песне поменялось настолько, что ее стали играть по радио каждое утро после боя курантов, дабы поддержать военных и не позволить упасть их духу. Все уже понимали, что это только начало ужасной войны, которая врежется в историю на века.

Даже после окончательной победы СССР над фашистами песню не забыли, а продолжали исполнять и слушать. Стало ясно, что именно она стала гимном Великой Отечественной войны.

Изначально песня была только скромной мелодией вальса, которую написал польский композитор и пианист Ежи Петербургский в 1939 году. А в следующем году группа "Голубой джаз", участником которой был Ежи, дала концерт в Москве.

На том концерте присутствовал поэт Юрий Галицкий, и его эта мелодия, зацепила так, что он прямо на выступлении группы начал писать стихи к мелодии. Когда слова к мелодии были готовы, поэт связался с "Голубым джазом" и предложил им забрать текст; артистам он очень понравился, и почти сразу же вальс был исполнен под названием "Синий платочек".

Песня довольно быстро разлетелась по Советскому Союзу и получила огромную популярность: "Синий платочек" напевал практически каждый, и многие известные певцы записывали её в разных вариантах. Лишь Клавдия Ивановна Шульженко отказалась от исполнения нового произведения, потому что ей не нравился текст. Это стало причиной написания новой песни Борисом Ковынёвым. 29 июня 1941 года новая песня на полюбившуюся мелодию прозвучала по радио под названием "Прощальная". Именно она 4 долгих года вдохновляла советских бойцов на "смертный бой" за "синий платочек".

Дети войны на заводах отцов заменили.
«Все для победы! Все для фронта!» –
был лозунг один.
Жили в цехах, за станками и ели, и пили,
Дни и ночи работая, верили –
мы победим!

В тяжелые 1941-1945 годы весь народ встал на защиту своей Родины. Уходили на фронт отцы, старшие братья. Вставали на их места у станков их жены и дети. Перестраивали свою работу заводы, фабрики колхозы, все учреждения: «В тылу, как на фронте», «Всё для фронта, всё для Победы!»

Люди, измученные и полуголодные, сутками не отходили от станков, чтобы обеспечить армию вооружением. Их труд, подчас за гранью возможного, помог Родине выстоять и победить.

В начале Великой Отечественной войны количество детей и подростков, работающих на производствах, увеличилось в 3 раза. Не отвлекаясь от учебы, они наравне со взрослыми несли на своих плечах судьбу страны. Свыше 20 миллионом ребят, в основном, от 15 до 17 лет не уходили с рабочих мест по 12-14 часов и даже брали работу на дом. Самым младшим тружеником тыла было около 10 лет. Никому в голову не приходило – отдыхать.

«Сейчас большинство школ опустело. Школьники - на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай», - так писала газета“ Правда” в июле 1941-го. С 1942 года на фронтах появились танки и самолеты «Новосибирский пионер», «Горьковский пионер», «Московский пионер», «Пионер Башкирии», «Ташкентский пионер», «Школьник Свердловска» и многие другие.

Дети совершали подвиги и выполняли работу, порой непосильную зачастую и родителям, создавали изобретения и получали награды: тысячи подростков были награждены орденами СССР, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.».

Двоим пионерам было присвоено звание Героев Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

Пионерка Нателла Челебадзе, 15-летняя жительница Грузинской ССР, собрала с полгектара плантации 6750 кг сортового зелёного чайного листа - абсолютный рекорд чаеводчества.

Турсунали Матказимов, 15-летний житель Таджикской ССР, за спасение урожая хлопка и получение рекордных урожаев награжден двумя орденами Ленина и двумя золотыми медалями «Серп и молот».

Это самые юные Герои Героев Социалистического Труда.

Чем таким мог солдат удивить в девятнадцать лет?
И какой в неравном бою сумел нанести им урон,
Чтобы враг, потрясенный, смог сохранить для нас след -
Салютуя трижды при строе в честь его похорон?

Лев Дроздов
http://www.stihi.ru

Эти стихи посвящены подвигу старшего сержанта Николая Владимировича Сиротинина, (рожденного 7 марта 1921 года в городе Орел), о котором стало известно лишь в 1960 году.

Рассказ о подвиге уместно начать с цитаты из дневника Фридриха Хенфельда, обер-лейтенанта 4-й танковой дивизии: «17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливая колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?»

Фото с сайта https://rostov.tsargrad.tv/

Летом 1941 года к белорусскому городку Кричеву прорывалась 4-я танковая дивизия Хайнца Гудериана. Части 13-й советской армии отступали - нужно было прикрыть отход войск. Была поставлена задача — создать на мосту «пробку», подбив головную машину гитлеровцев. Николай вызвался добровольцем. Вторым остался сам командир.

"Утром 17 июля на шоссе показалась колонна из 59 немецких танков и бронетранспортеров. Коля занял выигрышную позицию на холме прямо на колхозном поле. Пушка пряталась в высокой ржи, а ему хорошо видны были и шоссе, и мост через речушку Добрость.

Когда головной танк вышел на мост, Коля первым же выстрелом подбил его. Вторым снарядом поджег бронетранспортер, замыкавший колонну," — рассказывает Наталья Морозова, директор Кричевского краеведческого музея.

Коля должен был отойти к своим, выполнив задачу. Но… у него было 60 снарядов. И он остался! И уничтожил 11 танков и 6 бронетранспортеров!

Два с половиной часа этого неравного боя немцы не могли понять, где окопалась русская артиллерийская батарея, и были немало изумлены, обнаружив вместо батареи - одного. Предлагали сдаться. Коля ответил пальбой из карабина.

Фото с сайта https://tass.ru/

Фото с сайта https://zen.yandex.ru

В орловском сборнике «Доброе имя», опубликованы воспоминания очевидцев события: "Во второй половине дня немцы собрались у места, где стояла пушка. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей, — вспоминает Ольга Вержбицкая. — Мне, как знающей немецкий язык, главный немец с орденами приказал переводить. Он сказал, что так должен солдат защищать свою родину — Фатерлянд. Потом из кармана гимнастерки нашего убитого солдата достали медальон с запиской, кто да откуда. Главный немец сказал мне: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын и как он погиб».

Ему было 20 лет. Он награжден орденом Отечественной войны I степени. Посмертно. Через 19 лет. На памятнике – не фотография (их не осталось), а карандашный рисунок однополчанина.

Боевая машина ракетной артиллерии БМ-13 была принята на вооружение Красной Армии (РККА) 21 июня 1941, а первое боевое применение БМ-13 состоялось 14 июля 1941 г. около железнодорожной станции г. Орша (Белоруссия). Это было поручено батарее под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова, который принимал участие в создании реактивной артиллерии; как обычно, батарея состояла из 7 машин.

Фото с сайта https://tass.ru/
БМ-13 Катюша фото ВОВ

И тогда же это грозное оружие получило свое прозвище: в то время легендарная песня М. Блантера и М. Исаковского уже была широко известна во многих странах и горячо любима бойцами, и один из артиллеристов, обслуживающих установку, после первого залпа восхищенно воскликнул: «Вот это песня!» (когда БМ-13 производила залп всем зарядом из 16 ракет, раздавался характерный вой, создававшийся оперением ракет и напоминавший звучание органа). И кроме того, на корпусе реактивного миномета была маркировка - «К» - обозначавшая завод-производитель «Коминтерн».

Интересно, что фронтовики любили называть особо мощную технику ласковыми именами: например, гаубица М-30 звалась ими "Матушкой", пушка-гаубица МЛ-20 — «Емелькой».

Появление «Катюши» внесло настоящее смятение в ряды противника: немцы начали методичную охоту за новым оружием, за него была назначена немалая награда, и даже был подключен их главный диверсант Отто Скорцени. Однако бойцы РККА берегли свою «Катюшу» и не сдавали ее врагу.

Фото с сайта https://polkszao.ru/
Залп Катюши

Брестская крепость - первая цитадель, вставшая на пути фашистских агрессоров и разрушившая их надежды на «молниеносную» войну. О беспримерном подвиге ее защитников граждане СССР узнали лишь в конце 50-х годов из книги писателя и историка С. С. Смирнова (совершившим подвиг исторической справедливости). А первые сведения появились в феврале 1942 года, когда после разгрома немцев под Орлом были захвачены штабные донесения.

Фото с сайта https://zen.yandex.com/
Брестская крепость

Вот цитата из журнала боевых действий № 1, сделанная Фрицем Шлипером:

«23.07.1941 В середине дня 23.07 команда по уборке [территории] подверглась обстрелу из каземата у Северных ворот, стреляли оставшиеся блокированные [в каземате] враги. Ранено 5 человек. Во время последовавшего за этим событием прочесывания крепости ранен ещё один солдат. В плен взят 1 русский старший лейтенант.» …..

«24.07.1941 […] В результате прочёсывания крепости Брест-Литовска на наличие оставшихся в живых врагов были найдены только 7 погибших русских.»

Следовательно, крепость, которую планировали захватить за несколько часов, которая была полностью окружена к 9 часам утра 22 июня, сопротивлялась ещё целый месяц, в условиях отсутствия еды, воды, боеприпасов… и надежды.

Фото с сайта https://infourok.ru/
Брестская крепость

Легендарная надпись на стене Брестской крепости в районе Белостокских ворот: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина», сделанная 20 июля 1941 года Фёдором Рябовым, солдатом Брестского гарнизона, стала не только девизом священной войны, но и свидетельством исторической преемственности духу русского патриотизма.

Фото с сайта https://zen.yandex.ua/
Надпись на стене в Брестской крепости

Тот же генерал Шлипер в своем боевом донесении писал: «Русские в Брест- Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе.»

Вечная память воинам-защитникам, спасшим Родину! Вечная слава воинам- летописцам, спасшим Память!

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. 8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. На момент блокады в городе находились 2,5 млн. жителей, в том числе 400 тысяч детей.

Фото с сайта multiurok.ru

Несмотря на сложность ситуации, маршал Жуков, лично приехав на линию фронта и отстранив Ворошилова от командования, отдал приказ защищать Ленинград до последнего. Мирное население оказалось в тяжелейшем положении. Для рабочих норма хлеба составляла только 250 г., для всех остальных – служащих, детей, иждивенцев – меньше в 2 раза. Вскоре из строя вышла система водоснабжения. Жители брали воду прямо из Невы. Отсутствие отопления зимой и голод стало жестоким испытанием.

Фото с сайта https://ru.m.sayfamous.com
Советский маршал Георгий Константинович Жуков

Фото с сайта http://echochel.ru/
Блокадный паек

Фото с сайта https://riafan.ru/
Убежище в блокадном Ленинграде

Тем не менее, Ленинград оборонялся.Предприятия выпускали боеприпасы и ремонтировали вышедшую из строя технику. Работали библиотеки, школы и детские сады. К концу декабря большая часть населения города погибла и пайка хлеба стала вдвое больше. Люди умирали прямо на улицах, ослабев от голода. Только 24 января 1944 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершен прорыв блокады Ленинграда, немецкие войска были отброшены от Ленинграда на 100 км. А 27 января года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады.

Фото с сайта https://m.fotostrana.ru/
Освобождение Ленинграда

Осенью 1941 года началось сражение за столицу. Когда фашистские войска добрались до Москвы, у них не было сомнений в своей победе. Даже Советское командование не было уверено в возможности отстоять столицу. Однако. Вопреки всему, русский народ и русская армия сделали из Москвы неприступную крепость.

Пока фашисты были уверены в недостатке сил у Советской Армии для контрнаступления, в Москве именно оно и готовилось. Тщательно скрывалась подготовка к наступлению, запрещены были любые упоминания о предстоящем.

Когда все уже было готово – русские дали неожиданный отпор и развернули ожесточенные сражения по периметру столицы. Пока Гитлер находил объяснения своим ошибочным выводам, Красная Армия продолжала контрнаступление, отогнав «непобедимую» армию от советской столицы на 100-250 км и нанеся им крупное поражение.

Фото с сайта http://magspace.ru/

В Советском Союзе ежегодно проводились торжественные мероприятия в честь дня Великой Октябрьской революции. Многие думали, что праздника в 1941 году не состоится из-за войны, но парад на Красной площади, ставший уникальным и значимым, был проведен по личному указанию Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина.

Решение о проведении парада принималось 28 октября на совещании, собранном Главнокомандующим. Иосиф Сталин поставил вопрос, которого никто не ожидал – проведение военного парада, но из-за неожиданности вопроса ответ он получил только с третьего раза.

К празднеству готовились очень тщательно и усиленно - и вот долгожданный день парада наступил. По всей площади стояли ровные прямоугольники рот и батальонов, внимательно слушая Верховного Главнокомандующего, который выступал с речью для поддержания духа армии.

Парад видел весь мир и враг в том числе, что надломило дух немецкой армии и готовность к захвату, а советскому народу он придал твердости, уверенности и сил. Решение Сталина и его речь вызвали восхищение и уважение к нему, русскому народу и армии.

Фото с сайта https://m.fotostrana.ru/

Песня "В землянке" была написана поэтом Алексеем Сурковым в деревне Кашино, под Истрой, где держала оборону 9-я гвардейская стрелковая дивизия. Он приехал в качестве фронтового корреспондента, и сразу же попал под массированную атаку немцев. 27 ноября вечером, по окончании своего первого сражения, он написал письмо жене в стихах, которые очень точно передавали происходящие там события и все его эмоции.

К концу той зимы в редакцию, где работал Алексей, зашёл композитор Константин Листов с просьбой дать ему текст, на который можно написать музыку. Поэт любезно переписал свое стихотворение для композитора. Уже через неделю Листов вернулся с готовой песней и сам исполнил её в той же редакции, аккомпанируя себе на гитаре.

За считанные дни она стала любимейшей солдатской песней, которая так точно и детально передавала все в 16-ти строках. Однако фронтовая цензура потребовала переписать текст в связи с тем, что в ней был почти не скрытый намек про близость смерти.

Вскоре по радио зазвучали новые слова этой песни, что не понравилось бойцам, и по их многочисленным просьбам было решено вернуть старую версию. В письмах солдаты писали о том, что они знают, сколько шагов до смерти и первоначальный текст песни им очень нравится, а вот врагам пусть пишут новый текст о том, что до смерти осталось 4 тысячи английских миль.

Эти слова, сказанные И. В Сталиным 17 марта 1940 года после полигонных испытаний легендарной «тридцатьчетверки» были неоднократно подтверждены историческими событиями Второй мировой.

Уникальный, новаторский, сенсационный, маневренный, надежный и мощный, феноменальный Т-34 признан мировыми специалистами самым лучшим изобретением за всю историю танкостроения. «Я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!" — восклицал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Немецкий специалист по военной технике Э. Шнейдер отозвался о нем так: «Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне, маневренности... Танк Т-34 произвел сенсацию... Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок в области танкостроения. Появление новых машин на фронте произвело большой эффект. Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой.»

Фото с сайта http://voenspez.ru/
Танк т-34 фото в 1941

По этой причине война шла не только на поле боя, но и между конструкторскими отделами противоборствующих сторон.

Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжелый для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много: за годы войны только на уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин — больше, чем на всех предприятиях Германии вместе взятых. Ни один танковый завод в мире не имел такой производительности. С мая 1942 года с конвейера каждые 30 минут сходил танк. А заводов, производивших танки, в Советском Союзе было 6.

Работами по созданию Т-34 руководили конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко. В 1942 году они были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).

Фото с сайта https://regnum.ru/
Михаил Ильич Кошкин

Фото с сайта https://ok.ru/
Александр Александрович Морозов

Фото с сайта https://lughistory.ru/
Николай Алексеевич Кучеренко

Фото с сайта https://www.1zoom.ru/
Т-34

Аркадий Николаевич Каманин — советский военный лётчик, самый молодой пилот Второй мировой войны, самостоятельно начал летать в четырнадцать лет. Был сыном известного лётчика и военачальника Николая Александровича Каманина,прошедшего путь от командира отряда летчиков, спасавших челюскинцев, до командира первого отряда космонавтов и заместителя Главнокомандующего ВВС по космосу.

Аркадий родился на Дальнем Востоке, тогдашнее место службы отца.С первого класса все свободное время он проводил на аэродромах, где служил отец, и помогал механикам копаться в авиационных двигателях. Авиация - главная любовь мальчика с раннего детства.

В 1942 году полковник Каманин получает назначение на фронт и направляется в действующую армию. В апреле1943 в расположение 5- го гвардейского штурмового авиакорпуса, которым командует уже генерал-майор Каманин, прибывают его жена и сын. Жена начинает работу делопроизводителя при штабе, а сын становится бойцом Красной армии на должности механика по спецоборудованию 423-ей авиаэскадрильи связи Калининского фронта.

В июле 1943 года Аркадий, проявивший смекалку, дисциплину и настойчивость, был выпущен в первый «официальный» самостоятельный полёт на самолёте У-2. После чего четырнадцатилетний Аркадий назначается на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи.

Это было нелегкое решение для отца: он лично принимал у сына экзамены на управление самолётом и вынужден был все элементы полёта оценить на «отлично». В своем фронтовом дневнике Николай Каманин написал:«Аркадий взлетел не для установления мирового рекорда, а для исполнения тяжелой работы, так необходимой Родине."

В 15 лет Аркадий был удостоен своей первой боевой награды — ордена Красной Звезды за спасение лётчика лейтенанта Бердникова, выполнявшего разведывательное задание по фотосъемке с самолёта. В 1944 году был награждён вторым орденом Красной Звезды, в 1945 - орденом Красного Знамени, а затем медалями «За взятие Будапешта» «За взятие Вены» «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945.

К концу апреля 1945 года он «совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа».

24 июня 1945 года старшина Каманин участвовал в Параде Победы на Красной площади в составе сводного полка 2-го Украинского фронта, командовал которым его отец генерал-лейтенант Николай Петрович Каманин. Аркадий был самым молодым участником Парада Победы.

12 апреля 1947 года герой войны, самый молодой боевой летчик в истории мировой авиации, будучи студентом Военно-воздушной инженерной академии, вернувшись с лекций и объяснив, что у него болит голова, лег спать и... не проснулся. Врачи сказали: скончался от воспаления мозга.Ему было всего 18 Отец пержил сына на 35лет.

Сталинградская битва развивалась параллельно битве за Кавказ. Двести долгих дней и ночей на берегах великих рек Дона и Волги продолжалась ожесточенная бойня, подошедшая к стенам Сталинграда.

К концу июня 1942 года на Сталинградском фронте противник расположил около 35% пехотных и более 50% танковых и моторизованных дивизий от общего количества фашистских войск. На территории 100 тыс. кв. км развернулось сражение за советский город Сталинград, а участников с обеих сторон насчитывалось больше 2 миллионов человек.

4 попытки захватить город осуществили фашисты, но ни одна не увенчалась успехом. 2 февраля 1943 года северная группа войск противника сложила оружие и боевые действия на берегу реки Волги прекратились.

Поражение в битве за Сталинград потрясло всю Германию, поколебало ее внешнеполитические позиции, подорвало доверие государств-союзников. Япония убедилась в неразумности начала военных действий против Советского Союза, а Турция все так же осталась на нейтральной стороне.

Фото с сайта https://istoriarusi.ru/

Из всех сражений Великой Отечественной войны самой продолжительной была битва за Кавказ. Она длилась с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года и вошла в историю военного искусства как комплекс операций, проведенных на обширной территории в сложнейших условиях степной, горной и горно-лесистой местности.

Так как на Кавказе добывалась до войны почти вся нефть СССР, Гитлер строил большие планы на этот регион; он даже заявил, что война будет прекращена, если «нефть Майкопа и Грозного» не будет завоевана.

В планах фюрера (под кодовым названием «Эдельвейс») - окружить и уничтожить советские войска, захватить Черное море и переманить на свою сторону турецкую армию для вторжения на Ближний и Средний Восток. Перед советскими войсками стояла нелегкая задача остановить врага и подготовить условия для перехода в наступление.

Замыслы Адольфа завладеть нефтяными источниками Грозненского и Бакинского районов и втянуть Турцию в войну не смогли осуществиться благодаря мужеству и стойкости всех народов СССР.

Фото с сайта урокипобеды.рф
Битва за Кавказ. Наступление советских войск. Январь-март 1943 г.

9 августа 1942 года в осажденном фашистами городе на Неве изможденные от голода люди начали собираться в Ленинградской филармонии. Афиша гласила, что оркестр под управлением Карла Элиасберга будет исполнять Седьмую симфонию до мажор Дмитрия Шостаковича.

Атмосфера в большом зале филармонии царила торжественная: несмотря на непрекращающуюся бомбежку горели все люстры. Когда поднялся занавес, военные, рабочие, служащие, пришедшие на концерт, увидели не менее изможденных музыкантов: казалось, они в любой момент могут упасть в обморок.

Живая музыка транслировалась по громкоговорителям и по радио. Она потрясла и вдохновила жителей блокадного Ленинграда и одновременно привела в замешательство немцев: они не могли поверить своим ушам и осознать, как у людей хватает сил на искусство.

Симфоническому оркестру помогал артиллерийский оркестр: по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова батареи подавляли огонь немецкой стороны. Их операция получила название «Шквал».

Воодушевление и в этот, и в последующие дни передавалось от одного жителя города к другому и возрождало в людях силу духа и веру в победу. По словам скрипача и дирижёра Давида Ойстраха, симфония действительно звучала как «пророческое утверждение победы над фашизмом», как «поэтическое обобщение патриотических чувств народа».

Дмитрий Дмитриевич Шостакович работал над своим произведением с первых недель войны, при том наравне со всеми людьми, защищающими Ленинград, дежурил на крышах домов, строил противотанковые укрепления, работал пожарным-добровольцем (его портрет в пожарной каске был размещён на обложке журнала Time от 20 июля 1942 года).

Глядя на любимый город с крыш домов во время авианалетов, он думал: «Как не любить этот город, как не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников...»

И это у Шостаковича получилось блестяще:

  • 22 июня 1942 года исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда;
  • 19 июля 1942 года состоялась американская премьера симфонии в Нью- Йорке в исполнении Симфонического оркестра Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини.

Летом 1941 года фашисты стремительно продвигались к Ленинграду, в связи с чем границы города начали застраивать оборонительными сооружениями, а все промышленные предприятия и крупных деятелей советской культуры, не принятых в армию, эвакуировали как можно дальше от мест сражений. Одним из них стал композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, который до последнего не хотел покидать родной город и вместе со всеми выходил на субботники.

В конце августа 1942 года Василий Павлович обратился к своему товарищу - поэту Александру Чуркину с предложением написать песню про тот вечер, в который они должны были оставить родной город. За одну ночь поэт написал стихи, а композитор – мелодию, и вечером 22 августа они впервые исполнили песню "Вечер на рейде", которая была пронизана тоской и грустью, и, конечно, Союз композиторов не одобрил ее, определив как упадочную и минорную.

Но солдаты, первые слушавшие «Прощай, любимый город» (так она тогда называлась) трижды просили спеть ее еще раз, а потом поэту пришлось диктовать слова песни, чтобы слушатели, сидящие в холодной землянке, смогли записать их при свете свечного огарка.

Она произвела на бойцов такое сильное впечатление, что на следующих концертах красноармейцы требовали в первую очередь исполнить именно ее. Вот как вспоминает об этом сам композитор: «Я не мог понять, каким образом песня обгоняет меня, первого исполнителя. Оказалось, что связисты передают друг другу по радио и полевым телефонам слова песни и ее мотив.»

Пистолет-пулемёт Судаева (ППС) стал лучшим образцом автоматического стрелкового оружия Второй мировой войны. Он был разработан советским конструктором-оружейником Алексеем Ивановичем Судаевым в 1942 году в блокадном Ленинграде и производился сначала на Сестрорецком оружейном заводе.

В то время бойцы Красной армии пользовались ППШ-41 (пистолетом- пулеметом Шпагина), отлично себя зарекомендовавшем и уже ставшем символом Великой Отечественной наряду с Т-34 и Ил-2.

Фото с сайта https://yandex.com/
ППШ-41 (пистолетом- пулеметом Шпагина)

Но производство одного ППС обходилось примерно в 2,5 раза дешевле, чем ППШ: на изготовление ППШ уходило 14 кг металла, а на ППС- семь. Для изготовления пистолета-пулемета Шпагина требовалось семь часов, а на ППС втрое меньше.

Фото с сайта https://zen.yandex.ru/
ППС-43 пистолет-пулемет Судаева

Фото с сайта turkaramamotoru.com
Алексей Иванович Судаев

Кроме того, конструктор Алексей Судаев многократно приезжал на фронт, беседовал с бойцами, выслушивая их мнения и пожелания к новому оружию. В результате ППС-42 стал ППС-43, став ещё легче, безопаснее и немного короче.

О популярности ППС в войсках говорит и высокая заинтересованность в этом пистолете-пулемете немцев и финнов. В конце войны копию ППС выпускали в Германии. А после войны ППС производился в Китае, Северной Корее, Югославии, Финляндии, Польше и ФРГ.

Великая Курская битва началась 5 июля 1943 года, продолжалась почти два месяца и не имела себе равных по размаху, напряженности и военно- политическим последствиям. Она представляла собой множество стратегических операций, проведенных Красной Армией с целью разгромить крупную группировку противника.

Немецкое командование большое значение придавало внезапности операции под Курском, которой было дано кодовое название «Цитадель». Для ее проведения на Курской дуге вермахт сосредоточил около 70% танковых и более 20% пехотных дивизий, а также свыше 65% всех боевых самолетов, действовавших на советско-германском фронте. Проводилась широкомасштабная дезинформация советских войск.

Фото с сайта http://magspace.ru/

Советские войска превосходили противостоявшую им под Курском группировку противника в личном составе в 2,1, артиллерии — в 2,5, танках и САУ — в 1,8, самолетах — в 1,4 раза. Проявив мужество, стойкость и массовый героизм в битве за Курск, победу в долгих и жестоких боях одержала Красная Армия 23 августа того же года, потеряв в этом сражении почти миллион человек.

Фото с сайта https://twitter.com/muzdiorama

К этому моменту исход войны был уже ясен. Красная Армия продолжала уверенное контрнаступление. После провала операций «Цитадель», «Эдельвейс», «Барбаросса» верховное командование вермахта решило перейти к обороне на всем восточном фронте.

От Балтийского до Черного моря была создана развитая в инженерном отношении, насыщенная противотанковыми и противопехотными средствами оборона (Восточный вал). «...Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его...», — заявил Гитлер на одном из партийных совещаний в Берлине.

Немецкие войска получили приказ прочно удерживать занятые ими рубежи и любой ценой сохранить за собой важнейшие экономические районы. Но советские войска превосходили их по личному составу больше, чем в два раза, а помимо этого они были более стойкие и мужественно воевали за родину.

13 августа 1943 года войска Юго-Западного фронта (генерал армии Р.Я. Малиновский) приступили к освобождению Донбасса. Войска Южного фронта (генерал армии Ф.И. Толбухин) перешли в наступление 18 августа. А под конец декабря Украина была отвоевана. Одновременное наступление пяти фронтов с привлечением 500 тыс. партизан явилось большим достижением советского военного искусства. Битва за Днепр вошла в историю Великой Отечественной войны как героическая эпопея.

Фото с сайта https://m.fotostrana.ru/

Фото с сайта https://pochta-polevaya.ru/

Освобождение Новороссийска и всего Таманского полуострова стало заключительным этапом 442-дневной битвы за Кавказ. Освобождая Родину в ходе Кавказского контрнаступления, Красная Армия подошла к мощному оборонительному рубежу фашистских войск под названием «Голубая линия».

Она протянулась от Темрюнского залива в Азовском море до Новороссийска и состояла из пяти линий траншей и семи рядов проволочных заграждений, систем дотов и дзотов, противотанковых и противопехотных минных полей. Весь полуостров был занят немцами и подобраться к нему было очень сложно из-за его местности, которая обеспечивала противнику отличный обзор и удобный обстрел.

Операция началась в ночь на 10 сентября с высадки десанта у Новороссийска, а к 10 часам утра 16 сентября город Новороссийск был полностью освобожден.

Взятие Новороссийска предрешило исход борьбы за Таманский полуостров: за 30 дней полуостров был освобожден, и в честь этого подвига в 1961 году в Новороссийске открыли памятник на площади Свободы.

Фото с сайта http://letopisi.org/

Фото с сайта https://gorod-novoross.ru/

Партизаны принимали активное участие в довольно крупных операциях «Рельсовая война» и «Концерт», которые проводились в ходе Великой Отечественной войны с 19 сентября по конец октября 1943 года. Их целью было уничтожение вражеских железнодорожных путей от Карелии до Крыма.

Помимо подрыва рельсов партизаны разрушали мосты, эшелоны, ж/д станции и другие элементы путевого хозяйства. В результате переброска по железной дороге частей и соединений вермахта, осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены.

В ночь на 19 сентября подготовленные партизанские отряды приступили к «Концерту». Как показала послевоенная статистика, 40% вражеских путей сообщения было уничтожено в ходе этих операций, что было в 11 раз эффективнее бомбардировок немцами с воздуха советских ж/д путей.

Фото с сайта https://ruspekh.ru/

В начале самой жестокой войны многие деятели советской культуры были эвакуированы в Татарскую ССР, с ними и поэт, написавший стихи для песни "Катюша" - Михаил Васильевич Исаковский. Его не взяли на фронт из-за стремительно падающего зрения; поэт очень переживал по этому поводу и решил, что хотя бы стихами будет поддержать своих, сражающихся на смерть, соотечественников.

В газете "Красная Татария" в 1942 году Исаковский опубликовал свое произведение "В прифронтовом лесу", которое посвятил своей супруге. Сам он объяснял содержание стихотворения тем, что постоянно вспоминал о родных краях, тихих лесах, где никто не мог разрушить тишину; представлял уставших советских солдат, которые уже давно забыли, что такое тишина и покой.

В то время уже шло кровавое сражение за Сталинград и людям нужны были песни, которые могли бы взбодрить их, вселить уверенность и силы. Поэт решил отправил строки своего творения уже знакомому композитору Матвею Исааковичу Блантеру, с которым они очень хорошо сработались ещё во время создания "Катюши".

Спустя несколько месяцев Исаковский услышал по радио свои стихи, наложенные на музыку композитора в великолепном исполнении Ефрема Флакса. А потом стал получать письма, в которых защитники Родины писали, что песня помогала им не отчаиваться и бороться за родину из последних сил, не зная страха смерти.

За эту песню Михаил Васильевич был награжден Сталинской премией в 1943 году.

В 1941 году известным писателем Львом Славиным была опубликована повесть "Мои земляки" о дружбе двух пулеметчиков - Саши Свинцова и Аркадия Дзюбина. Их он заметил на Ленинградском фронте, создал запоминающие характеры и очень детально описал их храбрость, верность, прямодушие, чистоту и нежность бескорыстной мужской дружбы.

Режиссёр Леонид Давыдович Луков, прочитав повесть, принял решение снять по ней интересный, а самое важное - нужный фильм, и поручил написание сценария Евгению Иосифовичу Габриловичу - опытному кинодраматургу того времени. Как вспоминает сам Евгений: "Сценарий я писал в начале 1942 года в Москве, очень торопился, даже не перечитывал, ведь срок моего отъезда был уже близок и сценарий надо было успеть отправить в Ташкент до моего отъезда ".

Луков взялся за съёмки сразу же, как только получил сценарий. Его целью было показать, что главная сила войны в обычных людях, которые ежедневно сражаются за Родину не на жизнь, а на смерть, чья повседневная жизнь сама по себе подвиг; поэтому в его фильме акцент не на сюжете, а на самих людях, на их переживаниях и отношениях. И, судя по невероятному успеху этой картины, он с этой задачей справился на отлично.

Роль одессита-балагура Аркадия Дзюбина сыграл актер Марк Наумович Бернес; песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» (музыка Никиты Богословского, стихи Владимира Агатова), исполненные им в фильме, приобрели огромную популярность и стали поистине народными. «Тёмная ночь» успела стать суперпопулярной ещё до окончания съёмок киноленты: её включил в свой репертуар Леонид Утёсов, выступавший с концертами перед фронтовиками. За роль неунывающего Аркаши Дзюбина, Марк Бернес был награждён орденом Красной Звезды и удостоен звания «Почетный житель города Одессы».

Стратегические успехи Красной Армии летом и осенью 1943 г. (победа под Курском - операция «Цитадель», победа на Кавказе -операция «Эдельвейс») создали предпосылки для того, чтобы превратить военные успехи на фронтах в политические победы.

И примером этого стала Тегеранская конференция. Всем стало ясно, в том числе Рузвельту, что Советский Союз в состоянии в одиночку нанести поражение Германии, и второй фронт больше нужен союзникам, а не СССР. А ход войны, при котором «честь почти всех побед на суше принадлежит русским», тревожил англичан в еще большей степени, чем американцев.

Место конференции — Тегеран — определил И. Сталин. Он уже понял, что победы Красной Армии позволяют ему, и только ему, диктовать свои условия. В результате на Тегеранской конференции (она проходила с 28 ноября по 1 декабря 1943 г.) был окончательно решен вопрос об открытии второго фронта в Западной Европе и оговорено, что англо-американские войска высадятся в количестве 35 дивизий на северо-западе Франции в мае 1944 г., а также что эта операция будет поддержана высадкой войск в Южной Франции.

В принятой 1 декабря 1943 г. «Декларации трех держав» участники Тегеранской конференции заявили о полном согласии относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга. Это стало большим успехом советского правительства.

Фото с сайта https://artsandculture.google.com/
Сталин, Рузвельт, Черчилль

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К. Симонов

Всем известны эти хрестоматийные строки из стихотворения Константина Симонова, написанные в августе 1941 года и отправленные с фронта жене, актрисе Валентине Серовой. Они заклинают: если ждешь, то смерть пройдет мимо, и Он обязательно вернется. Надо только ждать. Надо только верить в лучшее.

Стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую Отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. работавшая во фронтовых госпиталях, вспоминала, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть „Жди меня“. Это звучало как молитва, как психотерапия.

Поэтому было принято решение снять одноименный фильм, сценарий для которого написан им же и тоже для жены Валентины Серовой, сыгравшей в фильме главную женскую роль.

Фильм рассказывает о невероятной дружбе, любви и верности. В начале войны три друга: журналист Миша Вайнштейн и пилоты Николай Ермолов и Андрей Панов договорились встретиться, когда она закончится. Они всегда старались держаться вместе, даже в разведку полетели втроём. Их самолет был сбит фашистами. Два друга погибли, остался только Николай, который обещал жене: «Жди, я вернусь!» И выполнил обещание! И она свято выполняла этот приказ-обещание: «Жди, я вернусь!»

Фильм снимался в Алма-Ате, на киностудии ЦОКС — Центральной объединенной киностудии, в которую входили эвакуированные в столицу Казахстана творческие работники «Мосфильма», «Ленфильма» и Алма-Атинской студии художественных фильмов. Шла срочная работа, творческую группу торопили.

Трагическая деталь: Борис Блинов, игравший роль Николая в этом фильме, снимался будучи смертельно больным (тиф) и умер через несколько дней после премьеры картины.

Родилась Зина 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. В 1941 году окончила 7 классов. 12 июня она уехала на каникулы к бабушке в Витебскую область, но уже в июле оказалась в фашистской оккупации.

Местная молодежь под руководством 17-летней комсомолки Ефросиньи Зеньковой создала подпольную организацию «Юные мстители», история которой похожа на историю легендарной «Молодой гвардии». Всего в ней состояли 38 школьников. За 600 дней, до 26 августа 1943 года, момента провала организации, молодежи удалось совершить более 20 успешных диверсий.

Самую масштабную операцию осуществила Зина Портнова: работая посудомойщицей в немецкой столовой, девушка подсыпала яд в офицерский обед - погибли более 100 гитлеровцев. Разъяренные враги заставили ее есть отравленный суп. Девушка мужественно съела несколько ложек, чтобы не выдать себя. Немцы решили, что она ничего не знает об отравлении и отпустили ее. От смерти Зину спасла бабушка, применив все известные ей народные средства.

Но после этого инцидента партизаны забрали Зину в свой отряд, а бабушку с младшей сестрой спрятали у родственников в другой деревне.

С августа 1943 года Зинаида Мартыновна - разведчица партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», была схвачена гестапо.

Больше месяца немцы люто пытали её, стараясь получить какую-либо информацию о партизанах, на последнем допросе выкололи ей глаза, отрезали уши, но ничего не смогли добиться.

Утром 10 января 1944 года искалеченную и поседевшую, но не сломленную Зину расстреляли в тюрьме города Полоцка.

Её сестре Галине Мартыновне удалось выжить и восстановить правду о судьбе Зины и других подпольщиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Она стала самым юным героем СССР.

Севастополь был главной военно-морской базой страны на момент начала войны. Чтобы его захватить, немцам пришлось штурмовать его четырежды - 250 дней. Севастополь сражался до последнего вздоха.

Полуостров, который по расчетам Гитлера, должен был стать одним из главных курортов для германской арийской нации, отвлекал немалые силы фашистов, рвавшихся к Москве. И сопротивление Севастополя не прекращалось ни на один день.

15 апреля 1944 года начались жестокие бои за освобождение военно-морскую базы страны в рамках Крымской стратегической наступательной операции, когда армии 4-го Украинского фронта под командованием Толбухина и отдельная Приморская армия под командованием генерала Ерёменко хитрым маневром сломили жесточайшее сопротивление гитлеровских и румынских войск за 3 недели.

Освобождением Севастополя 9 мая 1944 года завершилось освобождение Крыма.

Фото с сайта http://crimea-news.info/
Севастополь, 1944 год

Фото с сайта https://tonkosti.ru/
Памятник затопленным кораблям, г. Севастополь

Это случайное открытие американского ученого-бактериолога Александра Флеминга, после месячного отсутствия обнаружившего плесень на лабораторной посуде, спасло немало миллионов человеческих жизней.

Пенициллин – так назвал Флеминг свое открытие, потому что вещество, на изучение которого ушло 12 лет, было выделено из грибов, принадлежавших к роду пенициллиновых. С 1940 года пневмония, сифилис, туберкулез, родильная горячка, сепсис, гангрена и многие другие болезни, ранее считавшиеся смертельными, уже не представляли опасности.

На этой страшной войне, косившей жизни как траву, изобретение стало спасением. Но США не спешили делиться спасительной формулой, поэтому советским ученым пришлось справляться самостоятельно.

Таким исследованием занялась Зинаида Виссарионовна Ермольева, и к 1942 году советский пенициллин был успешно опробован на 25 солдатах, умирающих от заражения крови. Спустя два года этот препарат появился на полках советских аптек. Зинаида была удостоена Сталинской премии 1 степени, что считалось главной наградой СССР. Коллеги почтительно называли ее «мадам Пенициллин».

По некоторым данным пенициллин спас более 200 миллионов жизней во время ВОВ, хотя массово его стали применять только в ноябре 1944 года.

К концу лета 1943 года исход войны уже был ясен: после Сталинградской битвы и Курского сражения Великая война из оборонительной окончательно перешла в победоносную наступательную. Произошел коренной прелом, как в ходе военных действий, так и в работе тыла.

Освобождение Кавказа и Таманского полуострова осенью 1943, повсеместно поддерживаемые мощными партизанскими операциями, а также подвигами тружеников тыла, сделало возможным широкое наступление советской армии по всем фронтам от Баренцева моря до Черного.

14 января началась Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция, освободившая Ленинград от блокады и очистившая от фашистов Новгородскую и Калининскую области.

Фото с сайта
https://gwonders-russia.ru/

24 января - Корсунь-Шевченковская наступательная операция, очистившая от врагов Украину. 30 янв. 1944 года – Никопольско-Криворожская наступательная операция.

В марте были спланированы и блистательно проведены сразу 4 наступательные операции: освобождены Херсон, Ковель, Дубно, Николаев, Черновцы, Очаков. В апреле – Одесса, Тирасполь, Керчь, Феодосия, Симферополь, Алушта, Ялта. 9 мая освобожден Севастополь.

Фото с сайта https://bazaistoria.ru/

Успешное наступление Красной Армии ускорило открытие второго фронта: 1 мая 1944 года союзники наконец решились на военные действия, и 6 июня 1944 г. англо- американский десант высадился в Нормандии (Франция).

Фото с сайта https://bestlj.ru/

Итогом наступления Советской Армии в 1944 г. явилось полное освобождение территории СССР от фашистских захватчиков и перенесение войны на территорию врага.

Фото с сайта https://www.fondsk.ru/

В середине 1943 года советские войска перехватили стратегическую инициативу в войне, и в этом немаловажную роль сыграли труженики тыла.

К середине 1943 года Красная армия превзошла немецкие войска по танкам и артиллерии почти в 2 раза, по самолётам в 3 раза.

Всего в действующей армии в декабре 1943 насчитывалось 11 фронтов, 66 управлений общевойсковых армий и 3 танковые армии.

А в 1944 году военная промышленность СССР выпускала военной техники больше, чем Англия, Германия и США.

Всего в Великой Отечественной войне приняли участие 34 млн 400 тысяч военнослужащих, и всех их одевали, кормили и вооружали героические воины тыла.

Медаль «за доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения в.и. Ленина»

Фильм "Великий перелом" снимался в 1944 год режисёром Ф. М. Эрмлером и посвящен судьбам тех, кто командовал РККА во время Сталинградской битвы, ставшей переломным моментом в Великой Отечественной войне. Съёмки проходили в Прибалтике, картина была поставлена при содействии штаба и участии войск Ленинградского фронта. В фильме представлены подлинная фронтовая обстановка, настоящая военная техника, актёрами были сами участники войны, а немецкими врагами - пленные.

По воспоминаниям Фридриха Эрмлера и киносценариста Бориса Чирскова, фильм, первоначальное название которого было "Генерал армии", посвящался собирательному образу «советского полководца», а идея для него у них появилась в 1942 году после разгрома немцев под Москвой. Два товарища Эрмлер и Черсков решили показать в своём фильме каким образом Красная армия достигает таких значимых военных успехов. И это у них прекрасно получилось: фильм не только заслужил высокую оценку зрителей, но и главный приз первого Каннского международного кинофестиваля - "Гран-при" в 1946 году, стал лауреатом фестиваля в номинации "Лучший сценарий" и номинации "СССР", а также картина и её создатели были удостоены Сталинской премии первой степени.

В фильме очень точно показаны обстановка сопротивляющегося фашистам города, советское военное искусство, тяжкий груз ответственности за решения, которые могут стоить жизни тысячам бойцов, отражены зачастую весьма острые отношения между военачальниками; видно, как важна информация и разведка — когда за восстановление связи жизни не жаль. В фильме, фактически впервые, раскрывалась работа штабов, повседневная жизнь военачальников, что вызывало объяснимое любопытство у зрителей.

Французский киновед Жорж Садуль писал: «Эрмлеру удалось создать картину, верно отражающую новую, социалистическую психологию, и достигнуть редкой глубины средствами, которыми до сих пор не пользовались ни театр, ни художественная литература."

Ей было 17 лет, когда началась война, и она мечтала закончить пединститут и посвятить свою жизнь воспитанию детей-сирот. Но в декабре 1941 года пришла похоронка на ее старшего брата Мишу, и Роза отправилась в военкомат с требованием отправить ее на фронт. В силу возраста ей было в этом отказано.

Ее взяли на службу только после того, как она закончила Центральную женскую школу снайперской подготовки в апреле 1944 года. За первую неделю пребывания на фронте на ее счету было уже 13 убитых врагов, и 18 апреля 1944 года ефрейтору Розе Егоровне Шаниной была присвоена первая награда - орден Славы III степени. А 16 сентября она уже получила звание старшего сержанта и орден Славы II степени.

«Невидимый ужас Восточной Пруссии» – именно так писали о ней в странах- союзниках. Личный боевой счет старшего сержанта Розы Шаниной, по различным данным, составляет от 59 до 75 солдат и офицеров противника (из них 12 – снайперы).

Всю войну она ежедневно вела дневник, в котором 26 января 1945 года сделала последнюю запись: «Из нашего 2-го батальона осталось в живых 6 человек из 78». А 27 января, прикрывая собой командира артподразделения, в одном из боев за Кёнигсберг, получила тяжелейшее ранение и на следующий день скончалась.

А в это время наградной лист, в котором командир 215-й Неманской стрелковой дивизии генерал-майор А.А. Казарян представил её к ордену Славы I степени, уже торопился к адресату. Но Роза погибла, и наградной лист затерялся.

Она могла бы стать пятой женщиной, ставшей полным Кавалером ордена Славы. Но ее родителям, потерявшим всех пятерых детей в этой войне, это было неважно.

4 февраля 1945 года в Ливадийском дворце близ Ялты началась конференция руководителей СССР, США и Великобритании под кодовым названием «Аргонавт».

Руководители стран антигитлеровской коалиции Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт, а также министры иностранных дел этих держав, начальники высших штабов и советники собрались, чтобы согласовать планы окончательного разгрома фашизма и решить вопрос о послевоенном устройстве мира.

Была достигнута договоренность о прекращении военных действий только после безоговорочной капитуляции фашистского командования. Главы правительств пришли к соглашению о необходимости ликвидации военного потенциала Германии, полного уничтожения нацизма; наметили программу ее военного, экономического и политического разоружения.

Было решено осудить военных преступников и обязать Германию уплатить репарации в "максимально возможной мере" путем натуральных поставок. за ущерб, причиненный в период войны странам, с которыми она воевала.

Было подтверждено ранее принятое решение об учреждении международного органа для поддержания мира и безопасности — Организации Объединенных Наций и постоянного органа при ней — Совета Безопасности.

Фото с сайта https://pobedarf.ru/
Сталин, Рузвельт и Черчиль

Битва за Рейхстаг 28 апреля - 2 мая вошла в историю как одна из самых упорных последних схваток с гитлеровцами. Стрелковые дивизии третьей ударной армии первого Белорусского фронта четырежды штурмовали здание бывшего немецкого парламента. Фашисты сражались ожесточенно и не соглашались сдаваться даже тогда, когда над крышей Рейхстага уже реяло Красное знамя Победы.

Фото с сайта https://sm-news.ru/

Мысль водрузить красное знамя над куполом германского парламента была озвучена Иосифом Сталиным в октябре 1944 года. Бойцы, воодушевленные этой идеей, подняли около 40 советских штандартов на различных башнях и башенках старинного здания Рейхстага. К утру 1 мая здание алело от большого количества флагов. Один из участников этих боев Абдулхаким Исмаилов утверждал, что уже в первый день боя, 28 апреля, он с товарищами подняли красный флаг на одной из башенок здания.

На знаменитом снимке Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» отображен момент установления красного полотнища на восточной крыше главного здания Берлина советскими бойцами-разведчиками Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.

А 1 мая Кантария и Егоров перенесли красный флаг на купол Рейхстага. 8 мая 1946 года, после всех проверок и уточнений сержанту Егорову Михаилу Алексеевичу и младшему сержанту Кантария Мелитону Варламовичу, разведчикам 756 стрелкового полка 150 стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, присвоили звания Героев Советского Союза. Дети и внуки героических отцов продолжают дружить и хранить традиции их семей.

Фото с сайта https://lifeonphoto.com/

Когда началась война, ему было 12 лет, но наравне со взрослыми Коля Букин дежурил на крышах домов во время авианалетов, строил баррикады и рыл окопы для обороны Курска. Потом была эвакуация, гибель родных и вступление в ряды РККА (Коля стал сыном полка 293-й стрелковой дивизии).

Юный разведчик сражался под Сталинградом, участвовал в Курской битве. В боях за освобождение родного города подросток был дважды ранен, но продолжал сражаться. Награжден медалью «За отвагу». За проявленный героизм во время Прохоровского сражения, длившегося с 10 по 16 июля, Николай Букин награжден орденом Красного Знамени.

Коля прошел всю войну, получил восемь ранений, лишился глаза. Девятое мая 1945 года он встретил в Германии. В этот день у Коли Букина был двойной праздник - ему исполнилось 16 лет.

"В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы…" - гласил приказ Верховного Главнокомандующего от 22 июня 1945 года.

Маршал Георгий Константинович Жуков принимал Парад Победы, начавшийся ровно в 10 часов, командовал парадом маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский.

В Параде принимали участие 12 сводных полков от каждого действовавшего в конце войны фронта, которые были возглавлены командующими фронтами и армиями, оркестр из 1,4 тыс. музыкантов, около 1,85 тыс. единиц военной техники. Из Берлина прибыло Красное знамя, водружённое над рейхстагом.

В конце Парада на Красную площадь вступила сводная колонна советских воинов, которые несли опущенные до земли 200 знамён немецко- фашистских войск. Эти знамена под барабанный бой были брошены к подножию Мавзолея в знак сокрушительного поражения агрессора.

Фото с сайта https://regnum.ru/

Фото с сайта https://istoriarusi.ru/

Удивительна судьба этой песни: как и многие замечательные произведения искусства, она приобрела славу народной. Многие считают эту знаменитую композицию фольклором, большинство думает, что она родилась в годы Великой Отечественной войны. Поэт Лев Иванович Ошанин, создававший эту песню в октябре 1945 года по заказу Ансамбля НКВД в тандеме с композитором Анатолием Новиковым, в своих воспоминаниях писал, как однажды житель Казахстана долго убеждал его, что это песня из казахского фольклора. И действительно, песня «Эх, дороги», или просто «Дороги», очень близка по строю народной песне; однако её авторы хорошо знакомы любителям музыки.

Песня была написана для театрализованной программы «Весна победная», которую создал к празднику 7 ноября режиссёр Ансамбля песни и пляски войск НКВД Сергей Юткевич. Первую версию песни «Эх, дороги…» исполнил Иван Шмелёв, который был тогда солистом Ансамбля. Вот строки из дневника Ошанина: «Мы спели-то её не бог весть как. Но в зале вдруг возникла длинная тишина. Потом он взорвался и потребовал повторения песни.» Но взыскательные авторы после этого концерта забрали произведение на доработку.

Песня появилась на свет в 1945 году, когда нацистская Германия уже капитулировала, но в памяти авторов, как и других фронтовиков, ещё были свежи воспоминания о кровопролитных боях, бесконечных фронтовых дорогах и суровых концертов перед бойцами. Она так полюбилась народу, что ее исполняли очень многие известные артисты: Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Олег Даль, Максим Леонидов, Олег Газманов – ибо «в ней звенела какая-то необъяснимая, но верная нота времени.»

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Слова Расула Гамзатова,
Музыка Яна Френкеля,
Исполнение Марка Бернеса.

Для каждого гражданина Советского Союза Великая Отечественная война – личная тема. Нет ни одной семьи, которая не вспоминает своих погибших на войне предков. И люди, причастные к созданию песни-реквиема, не исключение.

Из воспоминаний Р. Гамзатова: «Стихи не возникают из мелочей, они начинают звучать в такт с чувствами, родившимися после глубоких потрясений. Я подумал о своих братьях, не вернувшихся с войны, о семидесяти односельчанах, о двадцати миллионах убитых соотечественников.

Они постучались в мое сердце, скорбной чередой прошли перед глазами и — на миг показалось — превратились в белых журавлей. В птиц нашей памяти».

Они постучались в тот миг, когда Расул бы в Японии в 1965 году, на открытии памятника погибшим в Хиросиме, тогда же он получил известие о смерти матери. И эти журавлики, дававшие надежду умирающей от лучевой болезни девочке, стали для всех нас символом памяти, благоговения и благодарности…

Марк Бернес записывал «Журавлей» будучи больным раком легких. Он знал, что эта песня станет последней в его жизни. 8 июля 1969 года сын привёз его в студию, сам артист уже не мог передвигаться. Песня была записана с одного дубля… Через месяц М. Бернес умер.

Фото с сайта https://www.culture.ru/
Расул Гамзатов

Фото с сайта https://ok.ru/
Ян Френкель

Фото с сайта https://moe-online.ru/
Марк Бернес

А памятники с улетающими в небо журавлями стали появляться в больших и маленьких городах. Десятки монументов по всей стране и миру.

История одного из них особенно печальна.

В селе Дзуарикау в Северной Осетии жила дружная семья Газдановых. Все семь сыновей в 41-м ушли на фронт.

Махарбек погиб под Москвой в 41-м, Хаджисмел – при обороне Севастополя, Дзарахмет – в бою при Новороссийске. Созрико воевал за Киев. После третей похоронки остановилось сердце матери.

Старший Магомед и младший Хасанбек пропали без вести в 43-м. Последним на подступах к Берлину погиб Шамиль. Сельский почтальон отказался нести эту похоронку. Пришлось идти старейшинам села. Когда отец, сидевший на пороге своего дома с единственной внучкой на руках, их увидел, не выдержало и его сердце.

В 1963 году в селе установили обелиск: скорбящая мать и семь улетающих птиц.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Фото с сайта vladikavkaz-news.ne
Памятник белым журавлям в Дзуарикау

Песне «Враги сожгли родную хату», ставшей любимой песней маршала Жукова, пришлось пройти тяжелый путь, как и всему советскому народу. Твардовский, прослушав ее удивился: «Ты в двадцать строк вкладываешь столько, что мне в поэму не вложить!» - так вспоминает об этом времени автор слов Михаил Васильевич Исаковский. А редакторы, и литературные, и музыкальные, в один голос, прослушав песню и утерев слезы, говорили: «Мы не можем».

«Прасковья» (другое название песни), музыку для которой писал теперь уже друг и соратник Матвей Исаакович Блантер, была сразу запрещена за строчку "Слеза несбывшихся надежд".

И уже не удивительно, что именно Марк Бернес исполнил ее на свой страх и риск в 1960 году в Центральном Парке культуры и отдыха в Москве на развлекательном концерте. Аудитория в 14 тысяч человек приняла песню восторженно!

Так «Прасковья» заняла достойное место в ряду произведений искусств военного времени, став очередным шедевром прославленной троицы.

Профессор А. Н. Ванеев - доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского университета искусства и культуры, действительный член Международной Академии Информатизации при ООН, крупнейшый советский и российский библиотековед, заслуженный работник культуры России.

Родился Анатолий Николаевич 30 января 1925 г. в Вятке. После окончания школы в сентябре 1941 года Анатолий поступил на первый курс Педагогического института им. В. И. Ленина, сейчас – Вятский государственный гуманитарный университет). Но началась война, и в январе 1943 г. за месяц до восемнадцатилетия он был призван в действующую армию. В этом же году он участвовал в стратегической Смоленской наступательной операции, целью которой был разгром левого крыла немецкой группы армии «Центр» и освобождение Смоленска. В боях под Смоленском (в сентябре 1943 г.) А. Н. Ванеев получил осколочное ранение правой ноги.

После выздоровления А. Н. Ванеев 6 января 1944 г. был откомандирован в 208-й запасной полк Штаба 3-го Белорусского фронта, где после дополнительной проверки биографии и экзамена по русскому языку определен в шифровальную службу Штаба 3-го Белорусского фронта, с которой прошел путь до Восточной Пруссии.

Анатолия Николаевича участвовал в Витебско-Оршанской, Вильнюсской и Каунасской операциях, освобождал Витебск, Оршу, Борисов, Минск, Молодечно, Вильнюс, Каунас и подошел к Кенигсбергу. Героический поступок А. Н. Ванеева, его смелость и выдержка, проявленные во время штурма Кенигсберга, обеспечили сохранение управления войсками, бесперебойность связи между командованием и ведущими смертельные бои частями 3-го Белорусского фронта, предотвратили большие потери личного состава, за что красноармеец А. Н. Ванеев, курсант 8-й команды Штаба 3-го Белорусского фронта, был награжден медалью «За отвагу».

9 июня 1945 г. А. Н. Ванеев был награжден медалью «За взятие Кенигсберга», 02.08.1945 г. – медалью «За победу над Германий в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Фото с сайта http://herzenlib.ru/
Анатолий Николаевич Ванеев

Фото с сайта http://spbgik.ru/
Профессор Анатолий Николаевич Ванеев

В послевоенные годы Указом Президиума Верховного Совета СССР А. Н. Ванеев был награжден орденом Отечественной войны I степени (1985 г.) за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., медалью «Ветеран труда» (1984), медалью «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1991) и «Заслуженный работник культуры Таджикистана»(1999), в 2005 г.–юбилейной медалью «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко- фашистских захватчиков».

Фото с сайта https://www.rsl.ru/
Профессор Анатолий Николаевич Ванеев

В селении Делюн, в Забайкалье, в 1900 году 12 августа родился таежный кошмар фашистов Семён Данилович Номоконов - легенда по прозвищу "глаз коршуна"; так его прозвали в родных местах. Потомственный охотник, на фронте он почти сразу проявил себя как меткий стрелок, и был назначен в снайперский взвод.

Снайперы в его окружении очень удивлялись мелочам, которые были всегда при Семёне, его привычкам и навыкам. Он умел маскироваться так, что не только немцы, но даже свои не могли его обнаружить. Зато эвенк безошибочно обнаруживал фашистов там, где никто и не мог подумать, что кто-то есть. Его прозвали "таежным шаманом".

По своему профессиональному обычаю Семён вел счёт своей добыче, отмечая на курительной трубке, с которой он никогда не расставался, точками - убитых солдат, крестиками -офицеров. Даже есть фотография, где Номоконов, разговаривая с генералом Берзариным, комендантом Берлина, не выпускает трубку изо рта. Но к тому времени шаман уже был легендой: о нем писали не только советские газеты, но и германские – и такое поведение сходило ему с рук.

Фото с сайта https://www.peoples.ru/

Фото с сайта https://smolbattle.ru/

К концу войны на его трубке было 368 точек и крестиков; фашисты не оставляли попыток убить его: он был 8 раз ранен и дважды контужен, однако дошёл до Кенигсберга, сражался с японцами на Дальнем Востоке и вернулся домой кавалером ордена Ленина к жене и двум детям.

22 июня 1942 года Номоконов был награжден орденом Ленина.

28 сентября 1945 года - орденом Красной Звезды.

После войны он работал в колхозе, после вышел на пенсию, но отбоя от гостей не было с окончания войны. Все свободное время Семён и его счастливая семья принимали у себя журналистов и просто людей, которые приезжали с благодарностью.

Известная всем песня композитора Матвея Исааковича Блантера на стихи Михаила Васильевича Исаковского о девушке, которая ждала своего солдата- пограничника со службы и пела для него песню о своей любви и верности, стала самым ярким символом Великой отечественной войны и до сих пор остается невероятно популярной.

Написанная Михаилом Васильевичем в начале 1938, она была впервые исполнена 28 ноября 1938 года на концерте Государственного джаз-оркестра СССР под управлением Виктора Кнушневицкого в Колонном зале Дома Союзов, и сразу же понравилась всем.

Фото с сайта prikolno.cc
Блантер Матвей Исаакович

Фото с сайта https://smolpisatel.ru/
Исаковский Михаил Васильевич

Фото с сайта https://www.belcanto.ru/
Кнушевицкий Святослав Николаевич

С этого момента ее удивительная история только началась. Триумфальное шествие «Катюши» по планете, охваченной войной, поражает:

  • Уже в сентябре 1939 года население Западной Украины и Западной Белоруссии встречало Красную армию пением «Катюши»;
  • «Катюшу пели бойцы армии Сопротивления во Франции и Италии в годы Великой отечественной. В итоге наша «Катюша» превратилась в гимн партизан Италии под названием "Свистит вечер»;
  • Даже гитлеровцы переделали её на свой лад и пели на немецком, а также часто в окопах крутили грампластинки с этой песней;
  • У финнов также была своя "Карельская Катюша";
  • Поэт Андрей Малышко, побывав в США в 1945 году, засвидетельствовал: «Негры пели русскую "Катюшу", ту, что Исаковский написал»;
  • В Японии и сейчас есть кафе под названием "Катюша", в котором эта песня исполняется каждый день;
  • В селе Всходы, неподалёку от деревни Глотовка, где родился Михаил Исаковский, работает музей песни «Катюша».

В военные же годы песня неоднократно переделывалась бойцами: героиня песни у солдат была и партизанкой, и медсестрой, и просто ждала своего любимого, а была и такая версия, где она сражались на фронте. Солдаты верили, что героиня песни – реальная личность. И действительно, сколько русских девушек с этим именем сражались за свободу своей Родины!

Фото с сайта http://polsergmich.blogspot.com/
Памятник Катюше во Владивостоке открыт 11-го ноября 2013 года

Знаменитый русский книговед профессор И. Н. Розанов собрал около 100 переделок, продолжений "Катюши" и "ответов" на нее.

"Катюшами" на фронте начали называть реактивные минометы – грозное оружие, которого так боялся враг. На эту тему также появились переделки "Катюши", например:

Вот к передней "Катя" подходила,
Подвозя снаряды за собой,
И такую песню заводила,
Что фашисты поднимали вой.

В чем же секрет невероятной популярности этой очень невоенной, нежной, лиричной песни, которую бесконечно любят и многие советские знаменитости (Лидия Андреевна Русланова, Анна Герман, Дмитрий Хворостовский)?

Ответ, как всегда прост: каждый солдат, который несет нелегкую военную службу, хочет, чтобы на родной земле его любили и ждали, только тогда его дела получают высокий смысл.

До сих пор эту суровую битву ведут воины, воплощенные в граните:

  • солдат, принимающий меч от воина тыла в Магнитогорске;
  • Родина-Мать на Мамаевом кургане Сталинграда, поднимающая меч-призыв к освободительной войне;
  • Воин-Освободитель в Трептов-парке Берлина, опустивший этот меч на фашистскую свастику.

Красиво, символично и логично!

Фото с сайта https://butyrskii.com/
Монумент Тыл-Фронту в Магнитогорске

Фото с сайта https://stihi.ru/
Монумент Родина мать зовёт на Мамаевом Кургане

Фото с сайта историк.рф
Воин-Освободитель в Трептов-парке Берлина

Этот удивительный ансамбль имеет не менее удивительную историю.

Сначала в 1949 году был возведен берлинский памятник знаменитым скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем. Удивительно: солдат Иван Одарченко, который послужил прообразом для памятника «Войну- Освободителю» в Берлине, до войны работал на… Магнитогорском комбинате.

В 1967 году сооружен волгоградский монумент, как известно, один из самых больших в мире, – скульптор тот же.

А 29 июня 1979 года создан магнитогорский. Архитектором берлинского и магнитогорского памятника был один и тот же человек – Яков Белопольский.

А бывший рабочий магнитогорского комбината, тот самый Иван Одарченко, дважды стал прообразом для памятников. Спустя 60 лет после «Воина- Освободителя» его вновь вспомнили. Теперь в Тамбове. Тут он изображен старым ветераном, сидящим на лавочке с правнучкой на коленях. Меча в руках у него уже нет.

И это тоже символично: народ, победивший в самой страшной войне, не хочет войны.

«Воин-Освободитель» - это символ Победы, памятник ветерану – символ Мира.